Разлилась над рекой соловьиная песня,
Прилетела зарянка рассвет зажигать,
Нарядилась Меча, расцвела, как невеста,
Ожерелье сплела, стала сказки слагать.
Здесь Жар-Птица парит, загорается день,
Открываются тайны заветные,
Скачет Каменный Конь, плачет раненый Змей,
И сияют луга самоцветные.
Огромный собственный вес нерукотворных каменных скульптур был не под силу фанатикам, чистившим Русь от идолов, и до поры до времени спасал их. В лето 2009 года славянские боги Красного холма, потревоженные вандалом Коноваловым, проснулись и встрепенулись, и стали звать на помощь. Каменный Конь постучался в мой дом и попросил защиты. Взял я фотокамеру и по правому берегу Красивой Мечи пошёл на голоса \4/. Заглянул в Красный Буерак и в овраг Лоск, и попал… в сказочную Русь князя Святомира, правившего вятичами с 344-го года. Можно обойтись одними цитатами, ничего не объясняя, настолько древняя мифология совпадает с фактурой каменных персонажей, отражённых в «сертификатах соответствия», «выданных заочно» профессором Кайсаровым в 1810 году.
В километре от устья Красивой Мечи сохранились остатки языческого комплекса, известного из «Задонщины». На момент Куликовской битвы в состав летописного Чурова входил половецкий курган Волотова Могила и Красный Буерак \5/. После расчистки оврага от сорного кустарника и наносного грунта, на белый свет вышли Конёк-Горбунок, Световид, жертвенные алтари, Велес с Лунницей, порубанный Змей-Горыныч с отцом Горыней, Колобок, Чур, Полная Чаша, пара мёртвых коней и отрубленная голова Змея, в придачу \12/. Кроме них на вершине Красного холма меня поджидала богиня Макошь \16 и 17/, которая, увидев меня, переменила облик женщины на образ Жар-Птицы, а потом обратно – на женский.
Славяне начали заселять Верхнее Подонье с 3 века. Первородные статуи приняли как богов. Поклонялись, сочиняли мифы и сказки, а проезжие купцы разносили их по всему белому свету. Чуров на Красном холме в устье Мечи был настолько известен, что попал в летописи Куликовского цикла.
Скачет Конёк-Горбунок
Для начала вспомним мнение Е.Л. Маркова о божественной сущности Каменного Коня:
«Нельзя же предположить, чтобы столпы Донской Беседы или Каменный Конь Мечи, несомненно, представляющий собою древнее языческое божество, обычное олицетворение солнца – появилось на Дону после Пимена» (См. прим. 17).
Теперь стану цитировать тексты Андрея Кайсарова из брошюры «Славянская и российская мифология» \27/. Смотрите мои фотографии и судите, кто из фигурантов лучше соответствует описанию, а я, не скрывая радости, всех выпускаю на белый свет:
«Мифологическое существо Полкан или Полуконь. Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т. д.). В метафорическом смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра»(32).
Поставим себя на место древних славян, которые не знали львов и динозавров, зато отлично владели конями, рассмотрим снимок \1/. Словесный портрет, выданный профессором А.С. Кайсаровым, идеально совпадает с фактурой. Найден оригинал сказочного Конька-Горбунка! Кроме прочего у каменного Горбунка очень длинный язык, поэтому он говорящий. Он же на осеннем фото – Бурка, бурый от влаги и мха, а на летнем – Сивка, опалённый солнцем. Он же восьминогий Белый Конь, известный из санскрита.
Чудесная скульптурная группа: со спины Коня в сторону Ледовитого океана смотрит голова моржа, а из конского подбрюшья выглядывает Велес, которому туловище Коня служит огромной копной волос – вот вам и «Полуконь-получеловек». Вершина участия: богиня Макошь приносит людям подарки на собственной макушке, а скотный бог Велес несёт на своей голове Коня – самое достойное из всех животных.
По Кайсарову, Велес или Волос был богом скотоводства с древнейшей эпохи, а скот – главным богатством. Ему, как охранителю скота, воздавались великие почести. Слово Велес означает «велий есть», то есть, великий, а Волос – «володеющий», то есть, обладатель.
В «Велесовой Книге»:
«Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, чтить его как Отца божьего. Так мы шли, и не были нахлебниками, а были славянами, которые богам славу поют и потому – суть славяне».
Откуда такая известность, ушедшая в народ? У вятичей кони были в особом поклонении. Череп коня укладывали под угол жилого дома, ставили на шесте у порога. Конёк-Горбунок тоже стоял на пороге – на границе славянского мира с угорскими народами, на древнейшей Столповой дороге. Вятичи сочиняли про странную статую мифы, а путники разносили по свету.
Самую известную «Сказку о Коньке-Горбунке» сложил П.П. Ершов в середине 19 века. Видел ли он эту статую? Думаю, прочёл брошюру Кайсарова и слышал народные легенды.
Андрей Сергеевич тоже не видел Полкана в Красном Буераке, а основывался на собранных мифах и преданиях. Откуда такая уверенность?
Мать Андрея, княжна Волконская, родилась в имении Чирково Ряжского уезда Рязанской губернии. Здесь же похоронили русского офицера Кайсарова, погибшего на поле боя в 1813 году. Ему было 30 лет (33). Имение находилось в сотне км от Красивой Мечи, на древнейшем Волго-Донском водно-сухопутном пути, проходившем через Ряжск по реке Ранова. Полагаю, Волконские слышали рассказы об удивительной статуе. Профессор Кайсаров, разбирая языческие мифы славян, нашёл описание Горбунка в текстах. Нет отчёта о его поездке в чудесное место. Если бы она состоялась – могла сложиться несколько иная «родословная» у Змея-Горыныча (см. по тексту ниже).
Конь или лев?
Прежде чем приступить к чтению следующего абзаца, прошу читателей новым взглядом и с пристрастием рассмотреть первую фотографию \1/. Сделайте минутную паузу и ответьте себе на вопрос: что за зверь здесь изображён? На кого он похож, на динозавра или на коня? Правильный ответ: несомненно, на льва! И что из этого следует? Из этого вытекает происхождение названия села Брусланово – столицы Бруслановского стана, входившего в состав Елецкого уезда \4/.
Теперь, давайте разбираться. Краеведы и исследователи насчёт «Брусланово» выдают две версии (15). Первая утверждает, что оно пошло от старинного русского слова «брус», то есть камень. Если принять во внимание Красную площадь, замощённую этим брусом, а по-современному брусчаткой, то всё будет правильно. Но! Если бы значилось «Брусово», то было бы всё совсем корректно, потому что этот брус-камень в массовом количестве всегда добывали в этих местах и теперь продолжают добывать в Рождественском карьере. Но куда же девать вторую, весьма странную часть слова? Так вот, другая часть исследователей на этот счёт утверждает: название пошло от татарского слова «арслан», то есть лев. Мгновенно возникает вопрос: какой такой «лев» на Красивой Мече – опять родина слонов?! Немного анализа и получится, что правы все, кто выдвигал гипотезы – и первые и вторые. Объединим обе версии, и получится «брус-арслан», если короче, то «бруслан» или «каменный арслан» – на любой случай. Если трансформировать и перевести полученный русско-татарский топоним в область нормальных современных понятий, то миру явится татарский Каменный Лев, который у русских казаков значится Каменным Конём. Справедливо сказать: изображение на данном камне идеально похоже на льва, на хищника, а для травоядного коня, у него немного коротковата морда. Брусланово получило своё древнейшее имя от этого Каменного Льва-Коня, и стоит оно совсем рядом, на прямой дороге от памятника – на татарской Балской дороге. Ох уж эти татары, со своими неформатными летописями!
Вот где спрятался древнейший символ угорских народов!
Золотые кони хана Батыя
Ходит по свету предание о двух золотых конях, украшавших столичные ворота Золотой Орды. Якобы, казаки совершили набег на Сарай-Бату, выкрали статуи и спрятали на берегах степных речушек.
Как бы то ни было, а оба памятника объявились на древнейшей границе Руси в каменном облике и породили массу мифов, сказок и легенд. Первый Каменный Конь стоял на летописном Красном холме, в самом устье Красивой Мечи. Совсем неслучайно, Мамай пришёл в мистический Чуров под покровительство этого волшебного талисмана. Отвернулся Конь от неправедного самозванного хана и соблаговолил Дмитрию Донскому. Второй Конь-камень оказался на 50 км выше по Мече, у села Козье Ефремовского района. В полном смысле: оба Коня сторожили ворота Древней Руси и служили ориентирами казачьим патрулям.
Кони «озолотились» с глубочайшей древности на пограничных пошлинах, которые обильно сыпались в казну народов, населявших Подонье в разные исторические периоды. Реальную мзду приносила Золотая Баба – Макошь, золотая слава которой живёт в Нижнем Брусланово, где даже в настоящее время Красный холм называют «Золотой горой».
На гербе Ельца красуется олень, а на гербе Данкова – конь. Поговорка объясняет разницу: «Елень быстра, не коню сестра».
С Данковом всё понятно: от Каменного Коня данковские казаки отмеряли маршруты своих патрулей, и заслуженно поместили на герб города.
Елень, поражённый стрелою, много веков грустит на древнем гербе Донского казачества, с надеждой смотрит на современных людей и ждёт спасителей. Кроме стрелы, проступающей на спине животного, виднеется отверстие на его затылке.
Евграф Савельев сетовал:
«Старое донское казачество любило свою древнюю печать с оленем, пронзённым стрелой, и понимало значение этой эмблемы. Новое казачество забыло эту печать и её значение, и только на старых актах оно видит непонятную для него эмблему».
Впрочем, сейчас историки говорят, что это был символ трудолюбия донских казаков. Что казак предпочтёт умереть, чем сдаться.
Что-то здесь не так? Первый главный вопрос: откуда скачет чудесный Конь-Олень по русской истории?
Точный ответ: с берега Красивой Мечи, из Красного Буерака. Тот самый, украденный от ворот ордынской столицы. Только не удивляйтесь такому обилию трактовок. Каждое новое поколение людей придумывало свой вариант истории, не только для Коня, а для каждого отдельного персонажа Красного холма.
Воровать коней – традиция на вечные времена. Лебедянского Каменного Коня современные ряженые казаки продали на бутафорскую Кудыкину гору под Задонском. И пролился золотой грантовый дождь на жуликов, на разрушителей чудесной русской природы, а конокрад Коновалов, теперь – Почётный гражданин Лебедяни – не к добру всё это…
Рождённые горой
Вятичами правил князь Святомир. Имя обязывало. Люди давно нашли Красный Буерак в божественном Чурове, и всё правильно поняли. Три камня-памятника: Конь и жертвенник, с изображением Змея-Горыныча, и статуя Световида \18/ образуют мифическую композицию. Конёк-Горбунок несёт сияющую колесницу Световида по небесной тверди на запад, а Ящер летит в ту же сторону над его головой \1/.
Повелители гор: Горыня и его сын Горыныч \19/ – устроились на серо-красной плите в трёх метрах к северу от Горбунка на входе в Красный Буерак \12/. Горизонтальная платформа 3,5х1,5 и толщиной 1,2 метра выступает из склона горы и хорошо подходит для жертвенника. Овраг не доходит до реки 200 метров, и выливается на обширную приречную луговину первого уровня на координатах: N 52 градуса 55 минут 46.3 секунд и E 39 градусов 01 минута 52.9 секунд.
Горыня лежит на верхнем столе. Если снимать в сторону устья Мечи по плоскости стола на срез, проявится голова серого богатыря, глядящая в небо. На фотографии отчётливо видна лобная часть затылком на запад, надбровные дуги, левый глаз, приплюснутый нос, подбородок, губы, прикрытые усами.
Его сын Горыныч, обращённый в змея, осенью сливается с серой окраской камня, а на летних снимках выделяется тёмной фигурой. В морозный зимний полдень Хорс светит особенно ярко и прямо, высвечивая на снежном фоне летящее чудовище с рельефным ребристым крылом, поднятым вверх \19/. Изображение Ящера составлено из сочетания скульптурных элементов и эскизов, отпечатанных на торцевой поверхности каменной плиты. Уцелевшая голова, как бы насечена на поверхности вокруг глаза. Око устроено в глубоком отверстии глазницы и настороженно смотрит на мир чёрным зрачком и плачет змеиными серыми слезами. На змеиной шее зияет рваная рана, из которой струится серая змеиная кровь. Бессмертный Змей направляется в глубину оврага, для отращивания голов. Мёртвая голова валяется рядом\20/, а сколько других отрубленных голов, вместе с другими валунами, утащил и продал Почётный чёрт Коновалов? По ямам, зияющим на дне оврага, понять трудно, а по сказкам, их было три.
Была здесь битва, была… Думается, не одна. Смотрите в эпосах других народов очень похожие сюжеты мифов и сказок. Их сочинили древние обитатели берегов Красивой Мечи до прихода русских.
Змей-Горыныч хорошо подходит под мифологическое описание:
«Ящер стережёт подземное царство. Змеи – хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Змеи символизировали тучи небесные грозовые, мощный разгул стихий. Они многоглавые. Одну голову отсечёшь – другая вырастает и пускает языки огненные, молнии. Змей-Горыныч – сын небесной горы – тучи. Змеи эти похищают луну, звёзды и даже солнце. Змей может быстро превращаться в юношу или девушку, что связано с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы» (34).
Ящер и Конёк-Горбунок претендуют на роль помощников бога Световида, ответственного за небо и водную стихию. Допустим: юноша – это ясноокий Световид, а– Златая Мать или Макошь – взрослая девушка. Неужели? Хотя каменные истуканы Волотовой Могилы ещё лучше подходят… Сам Горыня с сыном Горынычем – обращаются в людей и обратно. Так можно совсем запутаться… Здесь каждый найдёт повод, для бесконечных фантазий. Не зря же, очень добрые оппоненты кличут автора фантазёром? Читатели не запутаются. Для них каждый персонаж прописан в отдельной народной сказке.
Дело ясное: Кайсаров не видел каменный оригинал, но сертификат выдал правильный. Горыня – коренной персонаж языческого пантеона. Его родила реальная гора-Удрики, в летописном Чурове. Это он передвинул Карпатские горы на прародине славян, а на Красном холме устроил два святилища вятичей и нашёл последний приют в Красном Буераке. Горыныч, обращённый из юноши в змея, живёт в летописном Чурове вместе с Горыней и носит его отчество. Отсюда полетели сказочные Змеи по всей Руси \20/. Спутники Ильи Муромца разнесли мифы о Колобке и Луннице, о Коньке-Горбунке и Соловье-разбойнике по всем древним путям и дорогам.
Змеи хранили родники, помогали вымаливать дождь. Они любят тепло и влагу. Их изображениями украшали древние сосуды для воды, включая целебную медицинскую чашу. В календаре славян есть два специальных праздника: 25 марта и 14 сентября. В первую дату приходила весна, почва становилась теплой, змеи выползали из-под земли, а во вторую дату уходили на зимовку.
В самом известном из мифов, святой Георгий поражает змеиный символ язычества, олицетворяющий Сатану, утверждая торжество христианства. Реальный герой с красным лицом, опалённым огнедышащим Змеем, отдыхает после поединка внутри оврага \18/. Ну, что тут поделаешь, если этот персонаж очень сильно похож на Змея, которого Георгий Победоносец пронзает копьём. И не трудно догадаться, на каком Коне он скакал.
Откуда эти былины о битве Руслана с Головой или о сражении Ильи Муромца с Соловьём-разбойником? Приложите их к голове красного великана-Световида, и всё поймёте. Древние дороги Столповая и Дрысинская водили богатыря Илью из Мурома в стольный град Киев мимо этого языческого пантеона. Вредный Чурила Пенкович обитал в этом же Чуровом крае, а его потомки Чуриловы и Чурилины и сейчас живут в Лебедяни и помнят свою колыбель на берегу Красивой Мечи, а жители Мурома не забыли Муромца. Не случайно Муром крестили позже других городов Руси.
Тройка – число змеиное. В Красном Буераке змеи представлены в трёх видах. Главный змей, конечно, Горыныч. Другая змея спит на шапке Световида, а третья – открывает криптограмму на Колобке.
Катится Колобок
Четвёрка – число солнечное. Все атрибуты и функции солнца кратны четырём: у свастики четыре лепестка, у Световида четыре лица. Колобок – четырёхокий солярный символ, подкатился к Световиду и замер навеки \21/. На тыльной северной стороне Колобка имеется стенка, а на её поверхности развёрнута четырёхзначная криптограмма, а на ней представлены: змея, свастика, Хорс и его помощник хорёк.
Четырёхкрылая свастика Коло расположена на второй позиции, и катится в правую сторону вслед за солнцем \22/. Она у древних славян символизировала солнцеворот – ежегодный небесный ход солнца по четырём временам года, по четырём сторонам света, с указанием на четыре суточных фазы. Её изображение имеется на древних славянских сосудах.
Скульптурный портрет бородатого Хорса, окружённый четырьмя кружочками орнамента, словно солнечными бликами, проступает справа от Коло. Хорс – он же славянский царь Колоксай, рождённый Солнцем. На четвёртой позиции на задних лапках стоит хорёк, его маленький сынок, а на первой – извивается вездесущая змея с открытой пастью.
Трудно выдумать образ, легче найти его прообраз. Настоящий Колобок катится к алтарю, а из открытого рта льются забавные приключенческие истории. Отсюда пошла тема о ритуальной выпечке, и обросла сказочными подробностями. Старики – потомки и слуги Колоксая, нашли каменного Колобка, расшифровали всю солнечную символику, поскребли по сусекам и исполнили роли жрецов – совершили ритуальную выпечку. И покатился по вселенной, как солнце круглый и румяный Колобок, вращая на боку Коло и поглядывая четырьмя глазами на все четыре стороны света. Не ведаю, как в ваших краях, а у нас, у вятичей, на пирогах делают наколки глазок, совсем как у каменного Колобка, символизируя всевидящее светило.
О милом и разудалом Колобке, каждый помнит с пелёнок. Что тут добавишь? Приходите и смотрите каменную скульптуру красного тёплого солнышка.
Четырёхликий Световид
Четырёхликая красная статуя Световида, ростом метров пяти, лежит на животе и смотрит на юг. Все персонажи Красного Буерака – полноправные члены его свиты. Световид отвечает за ход солнца по небесной сфере. Все четыре лица скомбинированы из набора одних и тех же элементов на площадке большого в торцевой части камня, а над ними лежит змея и наблюдает за дождевыми тучами \18/. Это даёт право говорить о степени родства. Первое, главное лицо, перекошенное гримасой, принадлежит Световиду-отцу. Три сына имеют близко родственные имена: Световит, Свентовит, Святовит. Все они светители и святители – покровители и помощники князя Святомира. Нос и надбровные дуги главного лица вылеплены в виде трёх валиков, исходящих лепестками из одной точки. Три валика делят его площадь на три сектора. В трёх секторах представлены элементы трёх лиц. Световид жонглирует светом и передаёт сыновьям по кругу против часовой стрелки с глазу на глаз. Нос, словно манипулятор, меняет ориентацию этих лиц в пространстве, при этом один из валиков прокладывает носовой хребет, для очередного образа, а два прочих – служат ему надбровными дугами. Старший сын – Свентовит, смотрит в профиль, а остальные – в фас. Лицо Световита наклонено в восточную сторону на 45 градусов, а у Святовита – на запад, симметрично ему.
Вкратце. Световит – дежурный по заре, встречает солнце, зажжённое Сварогом, и передаёт Световиду-отцу, а он – двум сыновьям: Святовиту – поджигателю Жар-Птицы, и Свентовиту – осветителю западных славян. У троих сыновей в окончании имеется мягкая буква Т, а у отца – твёрдая Д, чтобы люди не запутались.
И подробно. Два глаза в световидовом комплексе – двухкомпонентные, а всевидящее божественное око – левый глаз – трёхкомпонентный, смотрит на зрителя прямо в упор и выполняет три функции. Все звёзды и небесные светила, и лица сыновей вращаются вокруг этого центра Вселенной. Главный глаз с трёх уровней исполняет три функции: принимает первый рассветный луч от Световита; передаёт его Святовиту, который этим лучом будит нашу маму-Макошь, которая, проснувшись, превращается в Жар-Птицу – в само Солнце; в момент её взлёта включает ослепительное сияние и весь день питает Свентовита и Солнце, а после её посадки гасит свет на закате. Правый глаз Световида – недремлющее око, наблюдает за всей Вселенной.
Профиль Свентовита наложен на левую щёку Световида. Детали лица: зоркий глаз, бровь, симпатичный нос, уткнувшийся в нос главного, красивые губы, аккуратный подбородок – показаны отчётливо. И здесь есть логика: святой Вит (он же – Виктор) – представитель Руси, несёт и дарит свет нашим соседям – свентам, и любуется красками солнечного заката.
В первом тысячелетии славянские земли начинались на берегах Дона. Красное солнышко рождалось на этом крайнем восточном рубеже, и восходило над Красным холмом.
Профессор Кайсаров воспользовался европейскими архивами и в книге «Мифы древних славян» \27/ показал Световида с острова Рюген. В тексте (см. на стр. 60…62, 82) рассказывается, о монахе, который в 9-м веке пришёл на остров Рюген, чтобы научить язычников православию, и сделал им упрёк: напрасно вы молитесь Перуну, а вот я, в храме на востоке видел статую святого Вита, которая совершила множество чудес. Ключевые определения первородной статуи Световида: имеет четыре лица и собственный алтарь, скачет на белом коне, в атрибутике преобладает красный цвет.
В итоге всё получилось, наоборот. Наслушавшись ярких увлекательных сюжетов, славяне прониклись и стали почитать Световида за главного бога, и поставили ему храм в граде Арконе. Специального белого коня – копию Конька-Горбунка, жрецы содержали для него при храме. В честь любимого бога устраивали игры – святки. 15 июня 1169 года, в день святого Вита, святилище Световида вместе с другими рюгенскими капищами, разрушил епископ Абсолон.
Продолжение следует "Мифология Красного холма. Часть 2"
https://dzen.ru/a/ZJvAUbE8ywgA2cGi
СКУРАТОВ Николай Прокофьевич.