Сегодня хочу вспомнить своих начальником, под руководством которых мне довелось работать в шахте. Давние подписчики канала знают, что работал я в двух шахтах Кузбасса – на одной был горнорабочим очистного забоя – ГРОЗ, на другой – проходчиком. Естественно, на обоих шахтах начинал с «директора лопаты», т.е. горнорабочим подземным – ГРП. Также сидел на «моторе», был на доставке, изредка доводилось качать воду.
Добычным участком длительное время руководил старый начальник и ушёл на заслуженный отдых перед самым-самым моим приходом в шахту. Пока я отучился на курсах рабочего обучения – КРО, на его место назначили молодого начальника. Он же потом отправил меня учиться на ГРОЗа, а затем перевёл в лаву.
Вспоминается один случай с ним, но уже не касающийся напрямую шахты. Наверняка жители абашевского района в Новокузнецке помнят трагический случай летом 1983-го года, когда битком набитый автобус-калымщик на высокой скорости около угольного склада шахты «Абашевская» лоб в лоб врезался во встречный бензовоз. Автобус полыхнул, много пассажиров получили ожоги, и, к сожалению, были заживо сгоревшие. Водители автобуса (экспертиза обнаружила в его крови алкоголь) и бензовоза погибли на месте.
Поговаривали, что на расследование трагедии приезжала московская комиссия. Так это или нет – не знаю. Но областная комиссия точно была.
Я успел сесть в рейсовый автобус, для этого пришлось со всех ног спринтерски пробежаться. Если бы не успел на рейсовый, попал бы на калымщика.
Начальник участка у АБК шахты уже шёл в этот треклятый автобус, но его окликнули и отвлекли по какому-то важному делу. Калымщик уехал без него, пришлось ждать маршрутного. А тут такое случилось... После начальник поставил литряк тому мужику, который его по сути отвёл от беды.
Впоследствии директор перевёл его на другой участок, к нам назначил другого начальника. Была у него привычка зубами прикусывать фильтр сигареты. Как руководитель он показал себя с неплохой стороны. Однако когда я серьёзно повздорил с парторгом участка, начальник решил остаться в стороне и в наш конфликт не вмешивался. Я был молодой и горячий, не долго думая написал заявление на расчёт и ушёл на другую шахту. Потом признался отцу, что зря подписал мне заявление и хотел меня вернуть обратно. А парторгу дал втык, чтобы занимался своими делами и не лез куда его не просят.
На проходческом участке я отработал в разы дольше, чем на добычном. За всё время по разным причинам сменилось три начальника.
Первый начальник был небольшого роста, всегда серьёзный. Ребята смеялись: «Если наш начальник засмеётся, Земля начнёт вращаться в обратную сторону». Действительно, смех на его лице я ни разу не видел. Разочек улыбнулся на анекдот, рассказанный одним из проходчиков на наряде, и потом ребята хлопали по плечу рассказчика – «несмеяну» развеселил.
Как к начальнику претензий к нему ни у кого не было. Если кого наказывал, то наказывал за дело. Хотя зачастую ограничивался хорошей взбучкой и премии не лишал. Метры давали, план выполнялся.
Ещё одна особенность запомнилась. Несмотря на маленький рост, ходил он невероятно быстро. Угнаться за ним было невозможно и чтобы не отстать, порой на два-три шага переходили на бег даже те, у кого ноги были длиннее. Ему бы в олимпиадах участвовать по спортивной ходьбе!
В отличие от других начальников, свет в руке не держал, а всегда цеплял на каску. Перед спуском в шахту на руки надевал верхонки (рукавицы) и снимал их когда поднимался на-гора.
Затем участок разделили на два отдельных. Нашу бригаду передали под управление молодого парнишки. И сделано это было не просто так. Мама парнишки была крупным начальником в городе и продвигала сына наверх. И одной из ступенек в карьерной лестнице было руководство участком. Он этого не скрывал, а мы не осуждали. Как человек он был приятной личностью, козни рабочим не строил, общались с ним свободно по имени (без отчества!). И, кстати, был он толковым и голова у него варила!
Через полгода его перевели в трест, вместо него назначили другого начальника. Ну, этот был, как говорится, оторви и брось! Нас и отматерит на наряде, и тут же вместе с нами посмеётся от души. В общем, с ним было весело! Вспыльчивый, но тут же отходил и переводил всё в шутку. Зарплатой не обижал, зря нарядом не грузил. За излишним перевыполнением плана не гнался. Есть в «кармане» небольшой плюс по метрам – этого достаточно. Сам же нам говорил, что повышенное перевыполнение плана сделают нормой и сами же пострадаем от этого. В том числе и он с его замом, помом и механиком.
При его руководстве зарплаты у нас были высокие, все звенья укомплектованы, текучки на участке практически не наблюдалось. Коллектив сработанный, сплочённый, понимали друг друга с полуслова.
В общем, не могу сказать плохого слова ни про одного начальника участка, под руководством которых мне довелось работать. Всех их вспоминаю с уважением. Замы, помы, механики – не все, но встречались «дятлы» и про них впору байки травить. Впрочем, про их косяки я уже неоднократно публиковал статьи на своём канале.