— Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка «Променад-2».
Он выходит из автобуса и направляется к большому торговому центру. Высокие стеклянные двери открываются перед ним автоматически.
На эскалаторе поднялся на второй этаж. Мимо декоративных клумб и миниатюрных фонтанчиков вприпрыжку поскакал до большого стеклянного лифта с прозрачными дверями и стенами. На высоте аж дух захватывает! И вниз смотреть совсем не страшно. Даже интересно!
Мимо торгового центра Gallerian в Стокгольме частенько проезжает 14-й троллейбус. Уже находясь в салоне, Матвей любит наблюдать, как в троллейбус заходят пассажиры, рассаживаются на свободные места.
Парнишка в смешных наушниках звонко чихнул, еле успел прикрыть рот ладошкой. Матвей захихикал. Его всегда забавляют подобные звуки.
Прогуливаясь, шагаем с Матвеем вдоль дороги с общественным транспортом. Вдруг он отпускает мою руку и сломя голову бежит по направлению к шоссе, явно не желая останавливаться. Я кричу: «Матвей! Стой!»
Но он меня не слышит — вокруг шумят машины, болтает уличное радио.. И он от меня далеко..
Догнать не могу, Матвей бегает быстрее меня.
Проснулась в бисеринках пота…
Слышу из соседней комнаты:
«Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка «Променад-2». Автобус следует по маршруту 27, до конечной остановки «Проспект Комсомольский»
— Матвей, ты в школу поехал?
— Да.
— Знаешь, на какой остановке выходить?
— Да-да!
— А меня с собой возьмёшь?
— Нэээ! — Машет рукой, будто отпихивает меня, жестом просит не мешать.
— Сам дойдёшь до школы?
— Даа!
Ребёнок выучил маршрут автобуса, который едет от нашего дома до остановки возле его школы! Дальше через дворы пешком 5 минут ходьбы. Мы этот маршрут с ним часто проходим.
А на автобусе и в троллейбусе ездит самостоятельно.
В Ютубе.
— И! - Матвей отмечает, как меняется цвет на светофоре. Восклицание сложно передать словами.
— Зелёный зажегся?
— Даа!
— Скажи, ззелёный, ззелёный
— Дззз! - выдаёт звонкий.
Недавно прочитала книгу про мальчика аутиста — «Игнат и другие». Его родители рассказывают, как с ним занимаются и развивают.
Игнат путешествует в «Ютубе». Ездит на метро. Выучил названия всех станций.
Матвей не аутист. У него другая проблема, связанная с травмой мозга. Но, прочитав книгу, увидела сходство интересов у детей с разными особенностями.
Для меня расширился горизонт вариантов реабилитации Матвея: музыка, английский язык, физическое развитие ― плавание, спорт.
Некоторые методики я применяю интуитивно и от случая к случаю. Оказывается, в системе они дают видимый результат.
Например, плавание способствует развитию крупной моторики, координации движений, тренирует вестибулярный аппарат. Ребёнок ощущает себя в пространстве. Это стимулирует работу отделов мозга, отвечающих за речь. В бассейне Матвей выплескивает лишнюю энергию, расслабляется и успокаивается.
Подобных историй в моём арсенале хватит на целую книгу.
Например, могу рассказать:
- Возможна ли дистанционка для ребёнка с ОВЗ? Моё мнение.
- Как выбрать подарок неговорящему ребёнку, чтобы угодить наверняка? Мой опыт.
- Интернет и компьютер ― благо или зло? На примере моих детей.
- Как развиваем у Матвея навыки самообслуживания?
- Про сложности пубертата.
Как маме понять неговорящего взрослеющего мальчика?
- Актуальные темы? Дайте реакции.