Группа «Ария» бесспорно, считается культовой группой на отечественной рок-сцене. Их песни уже стали классикой, породив несколько поколений поклонников. В этом обзоре я бы хотел описать историю создания обложки четвёртого номерного альбома группы. Итак, поехали!
«Игра с огнём» – прекрасная работа, состоящая из песен ставших хитами. О песнях и музыке с этого альбома написано много, но я решил раскопать информацию о его оформлении. Во время поисков мне очень кстати попалось интервью с бессменным участником группы «Ария» Владимиром Холстининым. Он-то и пролил свет на историю создания обложки «Игры с огнём». Ниже я прилагаю вырезку из этого интервью.
– Расскажите, как возникла идея обложки и как проходила работа над альбомом?
Владимир Холстинин:
– Всё очень просто: я придумал сюжет, согласно которому существует некая тёмная сила, которая постоянно играет с огнём. Я поделился своей задумкой и образом с художником М. Мушковым, а он нарисовал обложку, вот и всё – больше ничего не переделывали. Так и отнесли на «Мелодию».
Если говорить о деталях, то там изображены локальные конфликты и земные катаклизмы, которые возгораются от искры, посылаемой этой самой тёмной силой. Некоторые фрагменты относятся к песням. Например, там, где изображён горящий вертолёт, – это отсылка к песне «Бой продолжается». Больше вариантов и замыслов я не помню.
Всю музыку написали мы с Дубининым. Больше никто из музыкантов и не участвовал ни в написании песен, ни в оформлении альбома. Удалов ушёл из группы, а Кипелов и Маврин занимались своими делами. В то время в Москве было много студий, и с записью у нас не возникло проблем! Было достаточно времени, и не приходилось работать в экстремальном режиме – никаких ночных сессий. Тогда мы были вполне удовлетворены окончательным результатом. Фотографию с огнём на обратной стороне придумал и реализовал Жора Молитвин. Снимок сделан в одном из московских двориков, в центре Москвы. Помню, что верёвка горела всего несколько секунд, и удалось сделать буквально два-три кадра.
– Каков был тираж пластинки?
Владимир Холстинин:
– Всего было напечатано около миллиона копий, может, чуть меньше – нам назвали цифру 900 тысяч. Был ли второй тираж, не знаю. Пластинок на всех не хватало, поэтому альбом одновременно распространялся и на кассетах. «Мелодиевских» кассет я не встречал; наверное, только неофициальные были кассеты, распространяемые студиями звукозаписи, так что можно сказать, что до выпуска кассет на «Moroz Records», официальных кассет у нас не было.
– На обратной стороне конверта должен был быть размещён такой текст: «…Мы никогда не могли понять, каким образом люди, которые готовы поверить в величайшую несправедливость – существование Бога, восстают против самой идеи существования Дьявола. А тем временем Он, Великий Поджигатель, собирает солому людских страстей и грехов и разжигает пожар, пожирающий с таким трудом созданный мир. Он мстит за неверие, опаляя души, выжигая сердца, натравливая друг на друга обезумевших от взбесившегося огня. Он мстит и восстанавливает требуемый, с момента создания всего живого, закон равновесия сил Добра и Зла, святого и дьявольского…»
– В 1994-ом году он появился на развороте «морозовского» компакта. Почему его не разместили на пластинке?
Владимир Холстинин:
– Да, данный текст мы предполагали разместить на пластинке, но эта идея не прошла худсовет: они испугались про дьявола писать.
– В 2013-ом году компания "МируМир" переиздала вашу дискографию в виде винила, который вновь обрёл популярность. Обложки несколько поменяли свой вид и расцветку. Почему?
Владимир Холстинин:
– Это лейбл делал: восстанавливал обложку. Я увидел её уже готовой. Я как-то не придавал значения этому. Все обложки немного изменились. Многие оригиналы давно были потеряны.
Пишите в комментариях истории каких обложек вам интересны и я постараюсь сделать статьи и о них.