Начал Александр Лукашенко свое заявление, посвященное событиям 24 июня в России, с объяснений, почему он вообще решил высказаться на эту тему. По словам белорусского лидера, на это его подтолкнула реакция ряда радикально настроенных россиян на закрытие уголовного дела в отношении основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина:
«В России, как всегда, появились ура-патриоты, которые начали выть и кричать: не прекращать уголовные дела, ловить, «мочить», сажать. Вот это то, от чего я хотел бы предостеречь и нас, и российское общество. Слушайте, есть кого «мочить», есть кого сажать там, где это нужно».
В случае с Пригожиным Лукашенко нужным такой подход не считает. В дальнейшем по ходу повествования о главе ЧВК «Вагнер» президент Белоруссии высказывался если не комплиментарно, то явно с пониманием. По словам Лукашенко, Пригожин пошел на этот шаг на эмоциях, потому что он видел смерть своих боевых товарищей и потому что остро понимает, с какими проблемами сталкиваются российские вооруженные силы.
При этом Лукашенко рассказал о том, что четко дал понять Пригожину, что если тот перейдет определенную черту в противостоянии с Минобороны, если от рук ЧВК «Вагнер» пострадают гражданские, то он незамедлительно бросит и свои силы на подавление мятежа в России и будет защищать Москву, как в 1941-м. Пригожин, по словам Лукашенко, его внимательно слушал и в определенный момент начал просить о помощи в организации контактов с Москвой. Хотя изначально, по словам президента Белоруссии, к диалогу не был готов никто:
«Я также понял: принято жестокое решение, оно и прозвучало подтекстом выступлений Путина — «мочить». Я предложил Путину не торопиться. Давай, говорю, поговорим с Пригожиным, с командирами его. На что он мне сказал: «Слушай, Саша, бесполезно. Он даже трубку не берет, ни с кем разговаривать не хочет». Я спрашиваю: «Где он?» — «В Ростове». Я говорю: «Хорошо. Худой мир лучше любой войны. Не торопись. Я попробую с ним связаться». Он в очередной раз говорит: «Это бесполезно». Я говорю: «Хорошо, подожди». В 11:00 — Путин меня предупреждал, не возьмет трубку — он мгновенно снял трубку. Разговор — эйфория. У Евгения полная эйфория. Разговаривали первый раунд минут 30 на матерном языке. Исключительно. Слов матерных, я потом уже проанализировал, было в десять раз больше, чем нормальной лексики».
В этом первом раунде, по словам Лукашенко, он убедил Пригожина, что никто его требований не выполнит и никаких министров ему не отдаст, а президент Путин с ним не то что встречаться не будет, но и трубку не возьмет. И тут же предупредил главу вагнеровцев о том, что на подъездах к Москве его «раздавят, как клопа».
В итоге, как рассказывает президент Белоруссии, Пригожин прислушался и уже сам начал искать относительно безопасный для себя выход из ситуации. И тут снова помог Александр Григорьевич. По словам Лукашенко, он добился от российского руководства гарантий того, что Пригожину дадут выйти в Белоруссию, если он развернет свои колонны. Со слов Лукашенко, он даже организовал прямой телефонный контакт Пригожина с директором ФСБ Александром Бортниковым, чтобы вагнеровцы убедились в том, что такие гарантии даны.
Почему Александр Лукашенко принимал такое активное участие в урегулировании этого конфликта? Сам белорусский лидер объяснил это своим соотечественникам тем, что угроза нависла и над Белоруссией. При этом Александр Григорьевич несколько раз за это выступление подчеркнул, что героем себя не считает. Вот несколько из цитат на тему:
«Ни в коем случае не делать из меня героя, из Путина и Пригожина. Потому что мы прошлепали эту ситуацию. Мы ее упустили. А потом, когда она начала развиваться, мы видели и думали, что рассосется. А оно не рассосалось. Нет в этом деле героев. Нет. Это я вам искренне говорю. Да, мы остановили плохое развитие событий. Возможно, чудовищное событие».
«Если рухнет Россия, под обломками будем все мы».
Говоря о том, что будет с Пригожиным и ЧВК «Вагнер» дальше, Лукашенко опроверг публикации ряда СМИ о том, что в Белоруссии уже якобы строятся лагеря для вагнеровцев, но при этом добавил, что если кто-то захочет в таком лагере жить, то разбить палатки он позволит.