Найти тему
Война История Оружие

Почему Ка-52 — это лучший ударный вертолёт?

Кадры боевой работы Ка-52 по Leopard, Bradley и всей номенклатуре натовских «консервных банок» облетели все мировые СМИ. Давайте разберёмся, что делает Ка-52 таким успешным.

Для начала вспомним, что Ка-52 — это потомок легендарного Ка-50 «Чёрная акула», который уверенно (!)
победил в советском конкурсе на новый ударный вертолёт своего визави — Ми-28. К сожалению, в силу непонятных для меня и абсолютного большинства знакомых мне офицеров ВКС обстоятельств, когда у страны появилась возможность во вторую половину 2000-х строить новые вертолёты, предпочтение было отдано модернизации Ми-28 — вертолёту Ми-28Н.

Впрочем,
слава богу и людям, которые смогли отстоять свои позиции перед Верховным, на рубеже 2000-х и 2010-х Ка-52 пошли на конвейер и вскоре стали поступать в войска.

Причём первый же заказ был на 140 машин! Говоря о преимуществах Ка-52 перед другими вертолётами, хочется отметить следующее.

1. Соосная схема, которая обеспечивает уникальные взлётно-посадочные, манёвренные и лётные характеристики.

Скороподъёмность:

у Ка-52 — 15 м/с;
у американского Apache — 12,7 м/с;
у Ми-28 — 13,6 м/с.


2.
Ракета «Вихрь» уникальна по своим характеристикам.

Обладая сверхзвуковой скоростью и дальностью пуска не менее 9 км, она летит дальше и быстрее американских Hellfire, наших «Атак» и любых иных мировых аналогов.

Вертолёт может работать «Вихрями» за пределом дальности всех ПЗРК, и при этом ракета летит так быстро, что необходимость находиться в опасной зоне становится минимальной.

Если же говорить про 30-мм пушку, аналогичную БМП-2, то она хорошо закреплена сбоку фюзеляжа и позволяет попадать по той же БМП почти всей очередью с расстояния 1 км
(что практикуется крайне редко, но иногда помогает).

3. Безопасность, помимо хорошей бронезащиты,
обеспечивается тем, что это единственный в мире вертолёт, способный катапультировать лётчика и штурмана путём отстрела фонаря и лопастей. Также это единственный в мире вертолёт, доказавший в бою способность лететь без киля.

Более того, на нём стоят, как говорят лётчики, «яйца жизни» — БКО, уводящий Stinger и ракеты с тепловой ГСН.
Был случай во время СВО, когда по одному вертолёту было 11 (!) пусков ПЗРК и ни одного попадания, ибо БКО отработал.

Впрочем, если противнику удаётся попасть, то вертолёт хорошо держит удар. Отдельные борты переживают попадание двух Stinger, после чего вертолёту хватает запаса прочности сесть на вынужденную, а экипаж может спокойно покинуть боевую машину.

4. Экипаж сидит рядом и в случае отказа бортовых систем связи может объясняться напрямую, что невозможно ни на одном другом ударном вертолёте.

По рассказам реальных лётчиков, работающих на Ка-52 ежедневно, машина в ходе СВО доказала способность поразить любую цель, будь то танки Т-64/72 ВСУ
или натовские бронесараи, попасть по которым намного легче, ибо их силуэт порой в полтора-два раза больше, чем у отечественных машин. Ну и, со слов лётчиков, светятся в тепловизоре западные танки «гораздо ярче».

По сути, нет задачи, которую не смог бы выполнить Ка-52. Единственное — так это то, что ещё ни разу не удалось поразить вражеский вертолёт или самолёт, хотя попытки были, но техника противника выходила из боя раньше, чем «Иглы» и «Вербы» успевали её захватить. Но я уверен: наши парни это исправят и поставят зачёт.

Опыт СВО и довоенные ОКР привели к запуску в серию Ка-52М, который уже находится в серийном производстве и постоянно дорабатывается по отзывам с передовой.

Чего пока не хватает лётчикам:

1)
фугасного «Вихря» для лучшей работы по пехоте и опорникам, хотя в целом для разбора опорников осталась артиллерия;

2)
увеличения дальности полёта ракеты ещё на 2—3 км.

Наши инженеры уже в курсе и работают над этим.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Подпишись на канал «Специально для RT»