Найти в Дзене
Don Carcharo

Особый подход в японском блэкгейзе: Malikliya, Asunojokei и kokeshi

Оглавление

Статья изначально должны была быть небольшим обзором на новый альбом kokeshi 冷刻 (2023), демонстрирующий весьма своеобразное прочтение блэкгейза. Что не удивительно, за какой бы жанр японцы не брались, почти всегда выходит что-то особенное. Но обозначение контекста релиза стремительно обросло дополнительным мясом. Кроличья нора оказалась слишком глубокой. И Остапа, как говорится, понесло — микрообзор обратился в подборку.

kokeshi
kokeshi

Блэкгейз сам по себе возник как вещь строго специфическая: использование приёмов шугейза на базе атмосферного блэк-метала. Столкновение двух миров, которые никогда не должны были даже сблизиться. Но довольно быстро он стал явлением предельно стандартизированным и трендовым. И вне зависимости от того, к чему тяготеют различные исполнители: пост-рок, пост-хардкор/скримо, пост-метал, пост-панк или какой ещё пост — настрой задавался примерно одинаковый. В рунете ещё и появилась всеобъемлющая наглядная характеристика — «зефир». Группы данной подборки, сохраняя блэкгейзовый фундамент, ритмически отходят от этой сладкости-приторности-зефирности, в том числе за счёт необычных жанровых смешений. И могут подойти тем, кто блэкгейз в классическом понимании даже не воспринимает.

Malikliya

Malikliya — сольный проект Шухея Камады, наиболее известного в качестве ударника метал-группы Imperial Circus Dead Decadence, тоже с внушительным жанровым разбросом. Помимо этого, Шухей играл в почти десятке других банд от горграйнда (Go-Zen) и краста (Disgunder) до джей-попа (Fuki). Бэкграунд, согласитесь, занимательный. В своём же проекте он реализовал своеобразную заблэкованную версию дрим-попа с чистым женским вокалом (чаще всего для записи приглашается Рисаки Какидзаки из NECRONOMIDOL).

Whisper of Fog из миньона Kisaragi (2014). На вокале SATORI.

Специфика заключается в значительных влияниях Visual kei-групп девяностых и джей-попа (в особенности Шухей выделяет Акино Араи, чей голос можно услышать, например, в заглавных темах таких аниме, как Летопись войн острова Лодосс и Макросс Плюс). Наиболее яркими эти влияния стали на полноформате 誄: Condolence (2019). Но интересен релиз не только этим: чётко осязаемые партии бас-гитары, обилие клавишных, мягкий женский вокал без использования экстрима, большое разнообразие и саунд, отсылающий к тем самым девяностым.

MALIKLIYA

Asunojokei

Asunojokei (明日の叙景) долгое время балансировали между блэкгейзом и пост-хардкором на грани со скримо. Все их релизы можно было охарактеризовать простыми словами "ровно и годно". А в отзывах и рецензиях частенько всплывали упоминания Deafheaven, хотя сами музыканты выделяли альбом 白暈 (White Halo) (2017) коллектива Heaven in Her Arms в качестве одного из самых важных ориентиров.

修羅 (Carry On) из миньона すべてか弱い願い (Wishes) (2020).

Настоящий фурор произвёл второй полноформатник Asunojokei アイランド (Island) (2022). Как и работы Malikliya, его выделяет некоторая "анимешность", и дело вовсе не в обложках. На этот раз она восходит к энергичному японскому альтернативному року с влияниями пост-хардкора и мат-рока, который в современном аниме услышать проще простого (Ling Tosite Sigure те же). До этого подобное звучание в шугейзовой форме было представлено, например, у Mass of the Fermenting Dregs. Asunojokei же удачно закинули в котёл ещё и пост-блэк-метал.

キメラ (Chimera) из альбома アイランド (Island) (2022).

Asunojokei

Мешая скримо с металом, очень легко выйти на то, что кто-то может назвать металкором. За примером далеко ходить не надо, когда под рукой первый полноформат Asunojokei わたしと私だったもの (Awakening) (2018).

火車 (Chain) из альбома わたしと私だったもの (Awakening) (2018).

Следующие герои подборки целенаправленно пошли дальше.

kokeshi

Кокэси — традиционная японская деревянная кукла, используемая как детская игрушка. Мрачность придаёт тот факт, что по одной из гипотез Кокэси исторически была "заменой" убитых после рождения нежеланных детей.

Для 2020 года, когда вышел дебютный альбом группы kokeshi, сам факт смешения металкора и блэк-метала уже совсем не был какой-то новинкой. В той же Японии такое свободно проворачивали пост-блэкеры COHOL. Но таких увесистых, практически дэткорных, брейкдаунов как у kokeshi не найти ни у одной другой команды с блэковым бэкграундом. Блэкгейз, скримо, металкор, панкушные ди-биты и Korn-образные ню-метальные куски в рандомных сочетаниях на одном маленьком 16-минутном релизе. Ещё и вокалистка, которая помимо привычных для скримо выкриков и декламаций, переходит то на пигсквил, то на гуттурал.

憧憬 из альбома 憧憬 (2020).

Оформив контракт с лейблом, kokeshi выпустили второй полноформат 冷刻 (2023), ставший закономерным продолжением первого с сохранением всех привычных непривычных элементов. Звук только стал чище, без лёгкой лоу-файности дебютника, отчего мясные сегменты стали ещё более увесистыми. Преумножилась и эклектика, появились прямо рэперские речитативы и поп-ориентированные мелодии. А результат за счёт таких стилистических перепадов оказался схожим с поездкой на экстремальном аттракционе.

胎海 из альбома 冷刻 (2023).

彼は誰の慈雨の中で из альбома 冷刻 (2023).

kokeshi

Смотрите также:

Блог теперь в ТГ: t.me/doncarcharo