Найти тему
Стражи Родины

Забытые подвиги офицеров Царской армии. Михаил Михайлович Сергеев.

Оглавление

Первая мировая война. События тех лет кажутся далекими и даже легендарными. Но на самом деле прошло чуть более столетия. А что такое век в масштабах истории? Если вдуматься, то последние герои тех сражений ушли всего лишь 40-30 лет назад.

На долю поколения, рожденного в конце 19 века, выпали поистине невероятные события. Судьбы этих людей вместили в себя две великие эпохи и три ужасные войны. В этой статье мы расскажем удивительную историю выдающего человека – Михаила Михайловича Сергеева.

Отчего люди не летают, как птицы?!

Конец 19 века ознаменован множеством эпохальных начинаний. Среди них - зарождение авиации. Повальное увлечение полетами не обошло и кадета Морского корпуса Михаила Сергеева. В 1912 году в жизни молодого человека произошло судьбоносное событие. Он поднялся в небо! Правда, как пассажир. Но это было не важно. Случилось главное: Михаил понял, что должен стать летчиком.

Миша Сергеев родился 3 декабря 1891 года в Вятской глубинке – селе Сретенском Котельнического уезда. Отец был местным священником. К профессиональному выбору сына стать морским офицером отнесся с уважением и гордился успехами молодого гардемарина.

Михаил был прилежным учеником и состоял на хорошем счету у преподавателей. В 1913 году, после успешного окончания Морского корпуса, мичман Сергеев был направлен для прохождения службы на броненосец Черноморского флота «Синоп». Как позже признавался Михаил Михайлович, реальные будни не оправдали его ожиданий. Спустя три года, в 1916-м, молодой офицер Императорского флота поступил в школу морских летчиков.

-2

Для справки. В десятые годы двадцатого века в России появился новый род войск – морская авиация. В 1913 году в Империи были сформированы первые авиационные подразделения для военного морского флота. На начало Первой мировой войны русский флот имел на вооружении 65 самолетов. В Черном море ВМФ располагало двумя авиатранспортами. Они были переоборудованы из пароходов. Каждый мог нести до 10 гидросамолетов М-9. Кроме этого, в состав сил морской авиации входили два легких крейсера, способных принимать до 4-х лётных машин. Отдельные силы были расположены В Балтийском море.

Итак, Михаил Сергеев приступил к обучению в авиашколе на Гутуевском острове. Вот это уже была настоящая романтика!

Вдохновляли и старшие товарищи. Среди будущих летчиков ходило множество баек. Самой захватывающей была история о беспрецедентной выходке лейтенанта Фриде в 1912 году. Он пролетел на самолете под всеми невскими мостами.

Обучение в авиашколе было беспрерывным. На время холодов тренировки переносили в Баку.

Летом 1916 года Михаил вернулся на Черноморский флот уже в качестве морского летчика. Служить лейтенанта Сергеева отправили в Севастополь.

-3

Для справки. В начале 20 века были сформулированы главные задачи морской авиации:

  • атака кораблей, баз, береговых укреплений противника;
  • борьба с вражескими ВВС;
  • уничтожение лодок;
  • воздушная разведка;
  • корректировка действий собственных кораблей;
  • защита надводного и подводного флота от атак противника.

Все задачи актуальны и для современной морской авиации Российской Федерации.

Дерзкие и отважные «альбатросы».

12 марта 1917 года в жизни Михаила Сергеева произошло одно из самых опасных и ярких событий. Подвиг экипажа М-9 вошел в «Боевую летопись русского флота».

Летчик Сергеев и наблюдатель Феликс Тур отправились на боевой вылет. В задачи военных входила разведка, аэросъемка и бомбардировка в районе мыса Кара-Бурун.

Машина шла тяжело. Едва получилось подняться на километр. Самолет был нагружен бомбами до отказа. Цель удалось обнаружить быстро. Во время бомбардировки вражеской артиллерийской батареи экипажу гидросамолета пришлось снизить высоту полета до 500 метров. Один из снарядов противника пробил бензобак насквозь.

-4

Экипаж принял единственно возможное решение – садиться на воду. Приводнившись, удалось внимательно рассмотреть повреждения. Оказалось, что осталось немного топлива. Авиаторы начали снова набирать высоту. Через некоторое время после взлета на пути самолета возникла турецкая шхуна. Морская команда явно планировала взять русских летчиков в плен.

Михаил и Феликс действовали стремительно. Экипаж гидросамолета открыл шквальный огонь и прямой наводкой пошел в атаку. Поворот был настолько неожиданным и дерзким, что моряки в панике покинули шхуну на шлюпках.

Лейтенант и унтер-офицер впервые в истории совершили абордаж на самолете. В распоряжении Сергеева и Тура оказалось турецкое военное судно. Было решено добираться до своих по морю.

Первая ночь стала самой тревожной. Но неприятностей она не принесла. Утром осмотрели самолет. Летательный аппарат окончательно вышел из строя. Все, что представляло ценность, перенесли на корабль. Самолет затопили.

Пять дней Михаил Сергеев и Феликс Тур провели в открытом море. За это время они пережили полный штиль, огонь с проходящего российского судна, серьезный шторм. В конце концов герои добрались до Джерлыгачской косы. Оттуда буксир доставил трофейную шхуну с героями на борту в Севастополь.

Спустя несколько дней адмирал Черноморского флота Александр Колчак лично наградил храбрецов. Лейтенант Михаил Сергеев был удостоен золотого Георгиевского оружия. Унтер-офицер Феликс Тур представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени. Подвиг морских летчиков навсегда вписан в историю Первой мировой войны.

В жизни Михаила Михайловича Сергеева этот эпизод стал первым серьезным испытанием. Впереди были: плен, командование авиацией Черного и Азовского морей, исследование Крайнего Севера в составе экспедиции Отто Шмидта, защита Сталинграда. Биография героя Первой мировой Михаила Сергеева может смело соперничать даже с самым захватывающим романом. Ведь талантливее жизни писателя нет.