Найти тему

«Песни Гипериона» и их странности…

Тетралогия...
Тетралогия...

А давайте сегодня попробуем «покуситься на святое» что ли? А то, когда я пишу о том, что мало кто читал или смотрел – мало читают. А «Песни Гипериона», наверное, много кто знает, не так ли? Всё же, очень большая Вселенная и всё такое прочее. Но и ляпов и глупостей там тоже очень и очень много.

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking, Одиннадцатый Примарх, MetaModern671games, Дмитрий, Алексей Гнитько, Arti, Таня Топилина, Илья Фертиков, Тзинчит на минималках, Ольга Суханова, Олег и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!

Вообще, на одном ресурсе был приведён список всех глупостей, но – я не такой человек, чтобы пользоваться тем, что нашёл кто-то. Я напишу то, что вызвало вопросы лично у меня. Возможно, кто-то из фанатов и прочих людей делал разъяснения этих вещей, но – я ничего такого не видел. Так что – давайте разбираться вместе что ли…

Корабль Консула...
Корабль Консула...

Роман «Гиперион» начинается с того, что Консул Гегемонии находится где-то за границами, собственно, Гегемонии, его корабль стоит на какой-то планете, а этот человек сидит на «балконе» корабля и играет на рояле «Стейнвей». И тут ему по мультилинии приходят сообщение от Мейны Гладстоун, главы этой самой Гегемонии. И вот, Консул, значит, летит на территорию Гегемонии. Нам интересно не это, а то, на каком, собственно, принципе, летает его корабль. И, нам честно рассказывают, что его корабль, как и остальные звездолёты, летает на использовании «тяги Хокинга». И в «вики», посвящённой циклу «Гиперион», можно прочитать, что это означает возможность «летать быстрее света», и даже в тысячи раз быстрее света. И вот это я рекомендую запомнить, так как это важно.

Летать быстрее света нельзя...
Летать быстрее света нельзя...

Для начала, если говорить о нашей реальности, то известно, что летать быстрее света, физически невозможно. Начать с того, что это может нарушить закон причинно-следственной связи, нужно бесконечное количество энергии и так далее и тому подобное. Конечно, можно достичь скорости, сравнимой со скоростью света – это, так называемая «релятивистская скорость», и тогда на корабль начнут влиять разного рода интересные эффекты, в частности, замедление времени. Собственно, про это писало очень много фантастов, это было доказано в теории разными учёными, так что, можно принять это за истину.

Понятное дело, что те же фантасты, не раз писали и о том, что корабли таки могут летать быстрее света. Понятное дело, что физику они не нарушают, на самом деле, быстрее света не летают (если не говорить о Вселенной игры «Mass Effect», в которой «своя атмосфера»), а совершают прыжки через иное измерение (ну, просто я понимаю, что все эти «гиперпространства» и прочее – это просто иное измерение, в котором расстояние, измеряемое сотнями световых лет в нашем измерении, может быть существенно меньше). В общем, пока что всё более-менее понятно, как мне кажется…

В данной книге, это работать не должно!
В данной книге, это работать не должно!

А что же мы видим в «Песнях Гипериона»? А там мы видим нечто непонятное, как мне показалось. Дело в том, что на корабли, идущие на «тяге Хокинга», и летящие быстрее света, действует… эйнштейново замедление времени. То есть, на корабле проходит, например, день, а на планете (если расстояние не особенно большое) может пройти и неделя, и больше – в зависимости от того, сколько надо пролететь. Вопрос – как вообще это работает? Нет, я понимаю, что если бы речь шла о перелёте на субсветовой скорости, то это имело бы смысл – тут, как говорится, всё просто, понятно и научно. Но – корабль-то летит быстрее света. И, как именно он летит быстрее света? В обычном пространстве? Но, это на самом деле невозможно! В гиперпространстве? Я сейчас точно не помню – все «бумажные книги» у меня дома лежат, но, вроде бы, в одной из книг звучал термин «гиперпространство», да? Или через «гипер» прыгали «Архангелы»? Но это, на самом деле, не так уж и важно. Дело в том, что этот приём с замедлением времени, был нужен автору, только для того, чтобы показать историю из новеллы «Вспоминая Сири». Ну, помните, когда герой прилетал в первый раз, сначала Сири была молодой девушкой, потом зрелой дамой, потом старушкой, а потом и вовсе умерла. Я понимаю, конечно, всю лиричность новеллы – но вот, то, что в угоду этому автор поиздевался над физикой космических перелётов – это уже не так интересно…

Даже он не мгновенно долетит через всю Галактику...
Даже он не мгновенно долетит через всю Галактику...

Я не буду говорить о том, что автор ни слова не рассказал о расстояниях и скоростях кораблей в своих книгах – на самом деле то, что корабли, на тот же Гиперион летели несколько лет – это не суть важно. Я не особенно давно встречал статью о том, что, если построить корабль типа «Энтерпрайза», он будет лететь с Земли до Центра Галактики несколько лет, даже на максимальном варпе, если вы понимаете, о чём я. Или несколько десятков лет – я сейчас уже не особенно хорошо помню, так как читал очень давно. То есть, если у автора, корабли, способные разгоняться до скорости, в несколько тысяч раз быстрее света, летели три (или более) года с ближайшей базы Флота до Гипериона, значит, там было очень большое расстояние. Но вот, замедление времени на них, совершенно точно действовать было не должно…

Но да, именно космические полёты во Вселенной «Гипериона» меня расстроили очень и очень сильно. Такое ощущение, что автор просто не хотел заморачиваться на эту тему и писал, как говорится, «лишь бы как бы» – и именно космос оказался самой слабой частью тетралогии…

Летают на таких кораблях...
Летают на таких кораблях...

Но вот, если говорить о Бродягах, то тут всё ещё «веселее»… Как известно, на самом деле, все корабли Бродяг, из «Падения Гипериона», на самом деле управлялись Техноцентром. Это была очень большая провокация, целью которой было загнать всех людей в Лабиринты, чтобы подключить их к крестоформам. То есть, люди сами, добровольно и с песнями, спускаются в Лабиринты, там их «радушно» встречают (уверен, что были способы сделать это), на всех вешают крестоформы, а дальше, как говорится, уже всё равно. Человечество попадает на крючок Техноцентра, и тот может делать всё, что ему заблагорассудится. Профит! Но, как известно, Мейна Гладстоун успела понять, что именно хочет Техноцентр, и приказала расстрелять все сферы, которые поддерживали работу порталов. Идея оказалась так себе, так как она смогла лишь отсрочить внедрение крестоформов. Хотя и не дала уничтожить Человечество в тот момент, так как тот «меганейродеструктор», смонтированный на том корабле, запросто мог это сделать. Но, мы сейчас, на самом деле, не об этом…

Итак, Бродяги не воевали с Гегемонией, не так ли? Но! А с кем же тогда воевал полковник Кассад на Брешии? Не просто же так он получил прозвище «Мясник Южной Брешии»! То есть, на Брешию, было вторжение Бродяг, туда прибыл Флот, были брошены силы десанта под командованием полковника Федмана Кассада. Он, в общем-то, по профессии, десантник, если можно так выразиться. То есть – то, с кем именно там сражался Флот, нас сейчас не особенно и интересует. Значит, Кассад и его люди сражались с десантом Бродяг? Значит, они всё же нападали на Гегемонию? Или кто это вообще был? Кибриды? Увы, но книга ничего не говорит на этот счёт. А раз так, то, наверное, всё же, на Брешию нападали именно Бродяги? А потом, когда Кассада везли на санитарном корабле, на него напали именно Бродяги, у которых были свои интересы к Гипериону. То есть – как ни крути, но Бродяги вовсе не были такими «белыми и пушистыми», как они хотели бы показать. Так что – и тут не всё так просто и понятно. И, ещё один нюанс…

Вот с существом в таком скафандре Кассад дрался на корабле...
Вот с существом в таком скафандре Кассад дрался на корабле...

Кассада везли не на боевом корабле, а на санитарном. То есть, это был невооружённый корабль. А Бродяги его атаковали. Знаете, во время Второй Мировой и Великой Отечественной, только две нации атаковали медицинские корабли. Германия и Япония. То есть, автор, ради того, чтобы сохранить интригу и показать встречу Кассада с Монетой на Гиперионе, сделал Бродяг (а там именно настоящие Бродяги были!) такими вот… нехорошими «товарищами»? Ай да Симмонс, ай да… понятно чей сын…

Так что, на самом деле, вопросов к «Песням Гипериона», на самом деле, возникает немало. Вопросов к тому, настолько это именно «космоопера», если «космос» – самая слабая её часть, вопросов к причинно-следственной связи, вопросов к тому, что там вообще происходит, вопросов, о том, кто такие «Львы, тигры и медведи», и так далее и тому подобное…

В общем, прочитав «Песни», я был очень сильно в них разочарован…

Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. Там можно предложить ту или иную книгу или тему на обзор...