Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Подъём и крах последнего восстания

Ну-с, мы разобрались с тем, почему после поражения Гонсало Писарро восстания в Перу всё-таки не прекратились — и уже подошли вплотную к финалу гражданских войн между конкистадорами. Я предлагал вам угадать, кто же поднял последний мятеж. Голоса читателей примерно поровну разделились между Алонсо де Альварадо и Франсиско Эрнандесом Хироном. Так вот...

...конечно же, это был Хирон — совсем недавно храбро сражавшийся за корону против мятежников Писарро, но очень быстро нашедший поводы для страшных обид на власть. Как я уже рассказывал, барагозил Хирон ещё с весны 1550 года, но настоящее восстание поднял лишь в ноябре 1553.

Благородных побуждений а-ля Гонсало Писарро (пусть в итоге те побуждения и завели Гонсало... слишком далеко) у Хирона особо не было. Изначально он счёл себя обделённым при раздаче энкомьенд, а далее движим уже был в основном личной обидой и личным же негативным отношением к индейцам, расширение прав которых в рамках "Новых законов" не считал справедливым.

И казалось бы — не очень понятно, на что Хирон рассчитывал: он ведь видел, как бесславно окончились уже три мятежа. А сам был конкистадором не очень-то авторитетным — далеко не таким лидером, как Альмагро-старший или Гонсало Писарро. Однако в прошлой серии я пояснил, какие проблемы возникли из-за череды естественных смертей у только-только установившейся в Перу власти — а сам Хирон неожиданно проявил себя не таким уж плохим лидером.

Он успешно влил в уши многим конкистадорам программу о некоей "свободе", сколотил армию и установил контроль над почти всем югом вице-королевства Перу (центром восстания в очередной раз стал Куско). После этого Хирон решил выдвинуться на Лиму — чтобы захватить столицу и низложить там Королевскую аудиенсию, пока никто не успел среагировать.

Момент действительно был рассчитан хорошо: Алонсо де Альварадо, главная военная опора Аудиенсии, находился гораздо южнее Лимы и не мог перехватить Хирона. В самой же Лиме отчаянно не хватало войск и, что не менее печально — командиров. Кое-как собранную армию в итоге возглавили мало кому известный Пабло де Менесес и двое вообще не военных людей — Эрнандо де Сантильян, ойдор Аудиенсии, и архиепископ Херонимо де Лоайса. Педро де Вальдивия им, увы, помочь не мог: ещё в декабре 1553 он попал в плен к арауканам в Чили и был казнён. Белалькасара тоже не было на свете: он скончался естественным образом в 1551.

Увы: события этих бурных лет унесли жизни слишком многих конкистадоров, чтобы теперь не возникало проблем с командирами. Тем более что разгоралась Арауканская война в Чили — многие сражались там. Тот конфликт, как известно, продлится до XVIII века, а окончательно умиротворят арауканов уже независимые Чили и Аргентина вовсе к концу XIX столетия (и даже в начале ХХ века ещё будут набеги).

Вот и пришлось армии лоялистов идти в бой под началом юриста и священника.

Не особо-то удивительно, что Хирон 31 марта 1554 легко разбил эту армию при Вильякури (около нынешнего города Ика: полпути между Арекипой и Лимой). Сантильяну и Лоайсе ещё очень повезло, что они сами спаслись. Теперь Хирону, уже провозгласившему себя властью в Перу, была открыта дорога на столицу вице-королевства.

Однако скоро Хирон узнал, что ещё за день до битвы при Вильякури у него в тылу начались проблемы: Алонсо де Альварадо, по-прежнему верный короне, захватил Куско. Решив, что столица уже никуда не денется, Хирон двинулся на восток — чтобы покончить с Альварадо и тем решить ключевую военную задачу.

Армии встретились, опять же, почти посередине между Икой и Куско: немного на юго-запад от Абанкая, с битвы при котором эти войны начались. Уже 21 мая они вступили в битву при Чукинге. Было бы красиво, завершись войны почти там же, где когда-то стартовали, но...

Как помните — тогда, при Абанкае (12 июля 1537) Алонсо де Альварадо проиграл сражение Альмагро-старшему. Оказалось, что и 17 лет спустя тут всё ещё "место проклятое": Хирон неожиданно разгромил его. Альварадо едва спасся, бежал в Лиму и, виня себя за поражение, устранился от командования.

Однако, потерпев сокрушительное тактическое поражение, Альварадо на деле добился стратегической победы. Ведь он отобрал у Хирона ценнейший на войне ресурс: время. Если бы Хирон пошёл на Лиму сразу, никто толком не помешал бы ему взять город и королевская власть в Перу оказалась бы разгромлена. Но пока Хирон воевал с Альварадо, Аудиенсия активно работала.

Наобещав конкистадорам новых послаблений по "Новым законам" и воззвав к патриотическим чувствам (а также голосу разума — мол, вы уже три раза видели, как кончаются такие мятежи), чиновники собрали новую армию. Причём она оказалась сильнее той, что после двух битв осталась у Хирона — хотя повели её опять Сантильян и Лоайсе, поскольку больше было ну просто некому.

Понимая, что уступает противнику, Хирон отошёл к инкским руинами почти на берегу озера Титикака. Там 8 октября случилась битва при Пукаре, которую Хирон проиграл. Он бежал с поля боя, однако довольно скоро был пойман и 7 декабря 1554 казнён в Лиме. This is the end, beautiful friend.

На этом 17 лет гражданских войн в Перу наконец завершились: хотя по горам и лесам ещё бегали недобитки, никакого лидера у них больше не нашлось. Нам с вами остаётся только подвести итоги, разобраться с судьбами тех, кто всё это безобразие пережил, и сделать некоторые выводы.

Автор - Алексей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient