Найти тему
Катехизис и Катарсис

Шаткая королевская власть и новые недовольные

Итак... Цикл о гражданских войнах между конкистадорами в Перу дошёл до того момента, когда Великое восстание энкомендерос завершилось. Но это случилось в апреле 1548, а войны окончатся к 1554, как известно. Почему? Ну, тут нам надо разобраться, как в Перу после восстания стали наводить порядок.

Итак, весной 1548 вся власть в Перу досталась Педро де ла Гаске — временно, конечно. Однако исполнением своих обещаний он занялся лично. До начала 1550 года, когда Гаска покинул Перу и направился обратно в Испанию, сделать он таки успел многое.

Лихо прописанные реформы "Новых законов" по части энкомьенд во многом остановили — как я уже говорил, процесс отказа от этой системы затянется до XVIII века, что логично. Пока Гаска взялся лишь за реорганизацию в поиске определённого компромисса между сложившимся тут укладом и желаниями метрополии. Правда, масштабные инспекции споткнулись об уже знакомую вам проблему — огромные размеры вице-королевства, однако определённые успехи достигнуты были. Также Гаска навёл порядок по налоговой части и в апреле 1549 создал новую Королевскую аудиенсию (из старой-то никого не осталось).

Положенные законами изменения по части прав индейцев в жизнь претворили, но зато Гаска раздал разрешения на новые экспедиции — в надежде на то, что оставшиеся недовольные покинут Перу. А на новых фронтирах уже разберётся новая администрация со временем.

В целом идея состояла в том, чтобы всё-таки создавать местную аристократию из энкомендерос, но в нормальных отношениях с индейцами и под очень чутким руководством короны. В итоге так всё и сложится, но... не сразу.

В июле 1549 был назначен новый вице-король Перу: им стал Антонио де Мендоса-и-Пачеко, который прежде 15 лет занимал аналогичный пост в вице-королевстве Новая Испания (т.е. в Мексике). Очевидно, что кандидат отличный: вот уж он явно не окажется кем-то вроде Велы. Человек уже проверен именно колониальным управлением.

Но, во-первых, прибыл в Перу новый вице-король лишь 15 мая 1551 года — уже давно не было на месте Гаски, опять всё затянулось. Во-вторых, при всех своих достоинствах к тому времени Мендоса-и-Пачеко, хотя ещё не старый (младше 60), был уже ну очень нездоров. Работать ему было тяжело. А вопросы-то остались сложные.

Ещё в начале 1550 наводить суету в Куско начал тот самый Франсиско Эрнандес Хирон, который прежде активно участвовал в подавлении Великого восстания энкомендерос. Он оказался недоволен той энкомьендой, которую получил. После эпического скандала Хирона отправили в экспедицию на восток от Куско — пусть себе завоёвывает новые земли, но там он продолжил вести себя неприлично и доигрался до обвинения в измене.

В итоге летом 1550 Хирона чудом не казнили, однако Королевская аудиенсия всё же оправдала его — как скоро окажется, зря, поскольку обиду на власти Хирон затаил лютую. В ноябре случился ещё один мятеж в Куско — но на место быстро явился Алонсо де Альварадо, одной своей суровой репутацией осадив большую часть бунтовщиков (а трое зачинщиков мятежа были казнены).

Волнения в целом это не остановило. Как оказалось, очень многие по-прежнему недовольны ограничениями эксплуатации индейцев: скоро в Лиме даже возник заговор, участники которого рассчитывали дождаться смерти вице-короля (он явно умирал), чтобы арестовать членов Аудиенсии и тем учинить очередной переворот. Другие недовольные стекались в Сукре (напомню, это ныне Боливия, тогда юг вице-королевства Перу), где до августа 1553 шли бунты с убийствами чиновников и прочими непотребствами.

В принципе, это было достаточно ожидаемо: Гаска не мог в полной мере угодить вообще всем, тем более что хватало людей, которые с "генеральной линией партии" совсем уж принципиально расходились: молчали о том прежде, но теперь почему-то решили, что метрополия уступит вообще во всём. Для нынешних несогласных ключевым триггером были уже не земли, а именно права индейцев: так их не использовать, этакие блага предоставлять, при том ещё денег платить... Выступления против политики вице-короля вращались в основном вокруг этой темы.

Пожалуй, не буду описывать их подробно: Алонсо де Альварадо все эти мятежи давил довольно быстро и легко. Но тем временем, 21 июля 1552, умер Мендоса-и-Пачеко: Перу опять осталось без вице-короля. А уже в апреле 1553 умер и глава Аудиенсии — Андрес де Чианка, который должен был исполнять обязанности "начальника Чукотки". Пока Алонсо де Альварадо носился туда-сюда по Перу, разбираясь с локальными мятежами энкомендерос, в столице вице-королевства с эффективным управлением наблюдались беды.

В общем, только-только установившуюся королевскую власть лихорадило по причине череды естественных смертей. И тут уж, конечно, возникли условия для нового серьёзного восстания: темы следующей, предпоследней части нашего цикла. Угадайте, кто же бунт в конце 1553 года возглавит?..

Автор - Алексей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient