Хиджаб – покрытие тела согласно исламским требованиям. Считается неотъемлемой частью ислама. Развитие хиджаба происходило в социальных, исторических и культурных контекстах.
Доисламская Аравия:
Обсуждение хиджаба в исламе будет неполным с игнорированием доисламского арабского контекста. В этот период в разных регионах и культурах уже существовали практики сокрытия лица или других частей тела. Женщины в Аравии часто покрывали голову и тело под влиянием племенных традиций, местных обычаев и социальных норм. Несмотря на это, хиджаб в том виде, в каком мы его знаем сегодня, появился в лишь в раннеисламский период.
Хадисы и аяты
Существует несколько хадисов и аятов, связанных с покрытием женщин.
Так, из хадиса ал-Бухари, 146 (Муслим, 2170) мы видим одну из первопричин появления хиджаба:
«Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что обычно для удовлетворения большой нужды жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выходили по ночам на ал-Манаси‘ — обширное открытое место (близ кладбища ал-Баки‘ в Медине). Что же касается ‘Умара, то он часто говорил пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Заставляй своих жён надевать покрывала», однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. Однажды вечером жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауда бинт Зам‘а, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а ‘Умар обратился к ней, сказав: «Поистине, мы узнали тебя, о Сауда!» (Он сделал это,) желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал (такой) аят».
Так был ниспослан аят, где женщинам предписывалось покрыться. Также существуют хадисы, где мусульманкам предписывается хиджаб для того, чтобы люди могли их отличить от рабынь и блудниц.
О хиджабе говорится и в Коране: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете». Сура «Ан-Нур», 31 аят.
Аят указывает на важность прикрытия частей тела и скромности для верующих женщин в мусульманском сообществе, закладывая основу для ношения хиджаба. Также аят повествует о членах семьи и общества, при которых женщина не обязана соблюдать хиджаб.
Также существует мнение, что аят о хиджаб появился благодаря прекрасной девушке, странствующей по Медине в жаркую погоду. По обычаю она накинула шаль на голову. В это время по улице проходил один из сподвижников Пророка, который был поражен красотой девушки в платке. Он долго смотрел на нее, не обращая внимание ни на что. Вдруг из стены показалась кость или стекло и его лицо покрылось кровью. В таком виде он появился перед Пророком и рассказал ему об этой девушке.
Интерпретация и соблюдение
Практика ношения хиджаба варьировалась в зависимости от региона и сообщества, отражая культурное разнообразие мусульманского мира. Во времена пророка Мухаммада и его ближайших преемников хиджаб принимал формы, включающие вуали, головные уборы и скромную одежду.
В дальнейшем практика покрытия распространилась по всему мусульманскому миру под влиянием традиций византийского, персидского и других соседних обществ. Появились различные стили завесы, такие как химар, чадра и никаб, отражающие региональные различия и индивидуальный выбор каждой мусульманки.
Со временем практика и понимание хиджаба продолжали развиваться и адаптироваться к социальным, культурным и историческим изменениям в мусульманских странах. Региональные обычаи, распространение ислама и встречи с различными культурами способствовали появлению различий в стилях и практиках ношения хиджаба, сохраняя при этом основной принцип скромности.
В Османской империи, например, появился шальвар, широкие брюки, которые носили под верхней одеждой, и фераче - длинный плащ, закрывающий все тело.
Современность
В наши дни хиджаб продолжает развиваться. В то время как некоторые женщины предпочитают носить хиджаб в качестве религиозного обязательства, другие в нем, помимо этого, видят способ выражения идентичности и культурного наследия.
Сегодня, в зависимости от региона, стиль хиджаба варьируется от никабов до чалмы. Существует множество стилей повязывания платка: по-арабски, по-турецки, по-ирански и так далее.
Одни народы комбинируют платки со свободными абаями, другие же совмещают их с повседневным стилем - джинсами, широкими рубашками или силуэтными платьями.
Эволюция хиджаба со времен пророка до наших дней демонстрирует динамичный характер исламских практик и обилие интерпретаций текстов в этой религии. Несмотря на то, что хиджаб продолжает адаптироваться к современности и трансформироваться, он остается символом веры, скромности и индивидуального самовыражения для миллионов мусульманских женщин по всему миру.
Литература:
Ахмед, Лейла. «Женщины и гендер в исламе: исторические корни современных дебатов».
Эль Гуинди, Фадва. «Вуаль: скромность, конфиденциальность и сопротивление».
Шейх, Садийя. «Суфийские рассказы об интиме acy: Ибн Араби, пол и сексуальность».
Рамадан, Тарик. «Западные мусульмане и будущее ислама».
Азам, Хина. «Женщины в исламском праве: изучение пяти заповедей раннего исламского периода».