Порой звезды сходятся, не часто, но бывает. Может в этот раз звезды сошлись так, что раз в жизни. Во-первых, в Самаре у меня живет родня и моя мама давно мечтала снова попасть в гости. Во-вторых, нарисовался очередной отпуск по графику. Ну в-третьих в Самаре проходил конкурс «Архитектурное наследие 2023», в котором музей «Кижи» заявился аж в двух номинациях посредством четырех заявок (три книги и один объект реставрации). Вызов брошен, билеты куплены – чемодан, вокзал, Самара.
Работа по конкурсной программе была сделана и послана за полтора месяца до проведения самого конкурса. Далее конкурсная комиссия рассматривала многочисленные проекты и книги уже без участия конкурсантов и просто ждала в Самаре всех участников данного мероприятия. А чтобы народ не скучал три дня с 8 по 10 июня были устроены разные сессии-конференции-столы-экскурсии, встречи по обмену опытом и докладов, вполне себе рабочая обстановка и площадка общения с коллегами от Владивостока до Калининграда. Ну и конечно сама выставка конкурсных работ для обозрения всех желающих. Масштаб – впечатляет, Союз Архитекторов России – рулит.
Честно говоря, я больше уделял внимание своей маме и родственникам. Увы, вся интересная деловая программа «Архитектурного наследия» пролетела мимо, зато было время пообщаться семейным кругом, что порой важнее всякой архитектуры. Тем не менее, все мои родственники были вовлечены в увлекательный праздник жизни, особенно на финише – церемонии награждения.
Самара – город контрастов. После отмороженного Петрозаводска попадаешь в жаркий климат, который особенно перегрел самарских таксистов. Они водят свои тачки как Шумахеры, в прочем такой стиль вождения во всем городе. Думал сдохну от инфаркта или разобьемся к едрени фени. Такое ощущение, что у таксистов где-то сильно подгорает и они ненавидят эти пробки, светофоры и прочих таких же чудил автолюбителей и по итогу, что логично, самих пассажиров. На мое удивление, все таксисты были предельно вежливы и культурны, что никак не увязывалось с манерой езды. Город-миллионник, однако. Надо успевать. С другой стороны, вежливость всех самарских людей, с моей точки зрения, основана на былой провинциальности и размеренной жизни в прошлом. Своего рода симбиоз большого и маленького города.
Простите мне мое незнание, оказывается в Самаре есть метро. Ну как метро, одна линия и немного станций, но ведь метро же. После питерского или московского метрополитена это ни о чем. С другой стороны, будут новые станции и новые линии, я верю в развитие города!
Набережные. Вот уж где жители города оторвались по полной, так это три великолепные набережные. Ухоженные, красивые, со всякими кафешками и фонтанами, с памятниками. Набережные в два яруса. Гулять одно удовольствие. Главное – до них надо добраться (см. абзац с таксистами). Все-таки Самара большой город и населения в нем более 1млн 100тыс человек. Это в пять раз больше моего Петрозаводска, где все очень рядом.
Гуляя по набережной и сидя в уютной кафешке с видом на реку-Волгу можно увидеть редкое чудо техники – корабль на подводных крыльях «Валдай». После онежских «Комет» это просто мими-мишное создание технической мысли, которое только начало выпускаться, так сказать реинкарнация старой школы судостроения. Покатавшись немерено на «Кометах» до острова Кижи естественно захотелось сравнить оба судна, что и было сделано на следующий день при проездке по маршруту Самара-Ширяево и обратно.
Ну что можно сказать про «Валдай». Если коротко – современный речной автобус на 45 мест. Не для озера Онего однозначно. Порадовал ценник на билет – 700 рублей за 40 минут поездки. По сравнению с онежскими «Кометами» ценник на поездку в два раза дешевле получается. Очень, очень радует Самара и огорчает мой родной город.
Ширяево. Очень красивое место, очень благоустроенная деревня с массой туристических услуг. За деньги, конечно, а что сейчас бесплатно. Правда мы поехали в музей Репина, за культурой, а не деньги тратить. Приехали в Ширяево в 9-40, обратный рейс в 12-00, т.е. аккурат дойти до музея, посмотреть музей и обратно до пристани. Прошу учесть, что не все могут быстро бегать, тем более бабушки (ехал с мамой и двоюродной сестрой, возраст указывать не буду). Дошли потихоньку до музея в 10-20 и уперлись в закрытые двери – «музей работает с 11-00». Я был много озадачен, т.к. всегда музей на острове Кижи работал и работает с привязкой к пароходам. Если надо, то откроется и закроется в любое время, все делается ради дорогих гостей. Приедет пароход в 8 утра, значит музей начинает работать именно в 8 утра. Уедет пароход в 8 вечера, значит музей закроется в 8 вечера.
Не могу понять, почему в Ширяево государственный музей не учитывает привязку к рейсам «Валдая» с туристами и живет по своему графику. Короче, в музей мы не попали, а просидели в кафешке. Съездили в Ширяево красиво чаю попить. Привет Самарскому областному художественному музею.
В любом случае путешествие дело хорошее, накладочки могут быть везде и всюду, не принимаем близко к сердцу. К сердцу принимаем только хорошее, а именно – Архитектурный конкурс под названием «Архитектурное наследие». Со всей страны, от Владивостока до Калининграда приехали люди показать свои работы и на других посмотреть, даже из Ингушетии были работы.
Частый вопрос – а дипломы давали всем участникам? Нет, ребята, далеко не всем. Дипломов было много, а участников было много-много. Поэтому любая награда была получена в режиме жесткой конкуренции. Конкурс на то и конкурс, никаких гарантий на награды, награды берутся штурмом, как крепости. Правда крепости иногда берут осадой, но это не наш случай, только штурм! «Там, на острие моей шпаги, победа в битве и во всей войне».
Второй вопрос – как оценивали работы. Вот это тайна, работала тайная комиссия и повлиять на решения никто не мог. Потом, конечно, рассекретили, но это уже потом. Комиссия рассматривала только представленный вариант планшетов (или книг), хотя по уму было бы неплохо посмотреть и сами реализованные проекты реставрации. Но опять же, от Владивостока до Калининграда это просто нереально сделать. Поэтому, что представлено, то и смотрели.
А представлено было много чего. Например, в связи с жестким дедлайном музей «Кижи» сократил свои планшеты ровно в два раза и представил проект реставрации Преображенской церкви ровно на четырех планшетах. Они, конечно, не смогли отразить всю эпичность работ, но главное явно было подано.
Не буду скрывать, каждый едет на данный конкурс за главным призом – Гран-при. Дипломов то много, а гран-при в единственном числе. Вот и мы попытали свое счастье-удачу.
Если честно, я не рассчитывал на Гран-при, хотя в душе были надежды. Откровенно говоря, реставрация Преображенской церкви выполнялась обычными людьми, которые никогда не считали себя звездами реставрации и не выпендривались. Если четко пойти по персоналиям, то можно сказать, что собрался коллектив великолепных и азартных раздолбаев, которые просто положили большой «болт» на постулат того времени «эту церковь невозможно отреставрировать». Взялись за дело и довели реставрацию до конца. Все звездные реставраторы (реставраторы с именем и хорошим портфолио) того времени просто и тупо-глупо отказались нам помогать. Ничего, справились сами.
Итак, по персоналиям. Рахманов Владимир Степанович – архитектор безусловно хороший, но больно уж творческий.
Раша Иосиф Кириллович – по сути ГИП проекта. «Дедушка» с большим опытом конструкторской работы, самый грамотный из нас, но ни разу не реставратор. Любил деревянные конструкции и всех нас реставраторов большой пламенной любовью с «наилучшими пожеланиями».
Попов Николай Леонидович – реставратором стал в возрасте около 50, может чуть раньше. Организовал всю работу по реставрации, хотя до этого понятия не имел что это такое.
Можно продолжать и далее про других, надеюсь основную мысль вы уловили. Однако, в этом коллективе напрочь отсутствовали только одни – приспособленцы и гибкие люди. Вот, большой коллектив и сделал всю реставрацию, работали все на общее дело. А теперь вопрос – кому из них давать диплом-награду? Данный вопрос решили просто – музею «Кижи», т.е. всем людям, которых более 200 человек и которые участвовали в реставрации за последние 50 лет.
Такова цена долгой реставрации. Кто-то в строю до сих пор, а кто-то...
Не суть. Вызов принят – планшеты напечатаны, комиссия отработала, дипломы уже на столе и ждут передачи из рук в руки. Сижу, жду награждение и волнуюсь.
«Золотым дипломом... барабанная дробь в сердце... награждается музей «Кижи» за реставрацию Преображенской церкви!»
Отличный результат. Можно выдохнуть и выдыхаю. Жду кому вручат гран-при, но уже без особого интереса и переживаний.
«Комиссия конкурса, впервые в истории, решила вручить сразу два гран-при. Первым Гран-при награждается музей «Кижи» за реставрацию Преображенской церкви!»
Щедро. Неожиданно. В очередной раз убедился, что церковь имеет нечто свое, неуловимое... Неуловимое воздействие на людей и даже непонятно, кто главнее - деревянная церковь или люди. Она сама себе помогает в реставрации, в конкурсах, в жизни. Человек так, просто при ней. И сколько людей было при ней за все 300 лет непонятно, но однозначно она (церковь) во главе, а все остальные только около неё. Да и музей «Кижи» тоже около неё, чего уж тут.
Не буду обижать коллег из Красноярска, второе Гран-при они получили за свой проект «Возрождения храмов» вполне заслуженно и достойно. Были очень очень рады.
Я бы даже сказал, что в обычном понимании Гран-при за красноярцами, а музей «Кижи» ну просто бомба, просто «я твой дом труба шатал» и Супер-Гран-при. Но такой награды нет.
«— Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.»
Да уж, Самара – город контрастов. Всем всего светлого и ясного.
P.S. В следующем году нас ждет Тюмень!