Приближались Первомайские праздники. Ниночка пришла из школы и объявила, что завтра надо принести в школу много веточек. Их в школе поставят в ведра с водой, а Первого мая они пойдут с этими веточками на демонстрацию. До праздника веточки распустят листочки. А они с учительницей сделают из бумаги цветочки и прикрепят к этим веточкам.
Нина просто захлебывалась от восторга, рассказывая все это. Она уже представляла яркую колонну с цветами. Еще там ребята из спортивного кружка на площади будут строить различные пирамиды с флажками. Тут же девочка сожалела, что она еще маленькая, ее не берут в этот кружок.
- Мама, а какие ветки надо ломать? Нина Павловна сказала, что любые можно.
- Ну так чего спрашиваешь. Вон через дорогу липа какая растет. Вот придет Бориска, наломает тебе целый веник. А можно еще березовых наломать. Пусть разные листочки будут.
- Скорее уж бы Бориска пришел - не терпелось Ниночке.
Не успел Борька перешагнуть порог дома, Нина бросилась к нему, затормошила, чтоб скорее шел и наломал ей веток. Парень ничего не мог понять, удивленно смотрел на сестру, какие еще ветки ей понадобились.
- Сходи, Борюшка, наломай ей липы да березки. В школу ей надо отнести. Много-то не ломай, а то не утащит. - объяснила Дарья.
- Иди, а я пока ходишь, ужин сгонотошу. Глядишь и Надя подойдет.
Алешка обиженно посапывал. Им ничего про ветки не говорили. Как же так. Они же тоже пойдут на демонстрацию, даже флажки начали делать. От обиды у него, словно горошинки, выкатились слезинки. Он уткнулся в материнские колени и заплакал. Дарья вытерла слезы своим фартуком.
- Да не реви ты. Возьмешь тоже веточек и унесешь. Мы дома веточки поставим в воду. Девчонки цветочков тебе накрутят и привяжут. Вот и унесешь потом в школу. Учительница то удивится, какой ты догадливый.
Алешка поднял голову, посмотрел на мать, вытер оставшиеся слезинки рукавом.
- Да и все удивятся, когда я с этим приду.
На крылечке затопали, дверь открылась, вошли Бориска с охапкой веток и Надя.
- С ума что ли сошел, разве унесет она столько - воскликнула мать. -Ладно. Остальные дома поставим, Олешка потом унесет.
- Мама, ты опять меня Олешкой называешь. Я Алексей, значит меня звать надо Алешка. А Олешка только старенькие бабки говорят. В школе меня все Алеша зовут.
Дарья рассмеялась, смех ее подхватили Надя с Бориской. Алешка сначала обиженно надулся, а потом тоже засмеялся вместе со всеми.
- Ладно грамотей, давайте садитесь ужинать. Картошка уж на столе стоит.
Ужин прошел весело. Дети делились своими маленькими новостями, перебивая друг друга. Борька рассказывал, как они готовятся к Первомаю. А потом празднование третьей годовщины победы над Германией. Он не знал, что за мероприятия будут в этот день. Скорее всего митинг на площади соберут.
Вот и праздники прошли, начались огородные работы. Месяц незаметно заканчивался, сдавала весна свои позиции лету. У Ниночки в школе экзамены в этом году, четвертый класс заканчивает. Все эти годы отличницей была. Сегодня экзамен по арифметике пишет. Первый экзамен в ее жизни. Утром Надя заметила, что сестра ходит словно пыльным мешком пришибленная.
- Ты чего, Нина, такая сегодня?
- Экзамен у нас. Я боюсь.
- Глупая, ты же все знаешь, не переживай. Напишешь лучше всех.
Начался экзамен. Все было так же, как будто обыкновенная контрольная. Нина Павловна ходила между рядов. Да на последней парте сидела какая-то незнакомая Нине тетенька. Ниночка прочитала задания. Да она же все знает, как делать! И не страшно совсем. Девочка успокоилась, окунула перо ручки в чернильницу, собралась писать. Вдруг перед ней странно поплыли строчки в сторону, поехала крышка парты. Очнулась она на руках у той незнакомой тетеньки с задней парты. Она несла ее в учительскую. Там женщина уложила Нину на стулья, стоящие в рядок, подошли еще какие-то люди, кто-то брызнул в лицо водой. Девочка вздрогнула от неожиданности, резко попыталась подняться.
- Лежи, лежи, не вставай - услышала чей-то голос.
- Что со мной?
- Переволновалась лишнего, в обморок упала. Не переживай. Все с тобой хорошо.
Незнакомка попросила, чтоб за девочкой присмотрели, сказала, что должна присутствовать на экзамене и ушла. Постепенно суматоха возле нее утихла. Потом кто-то сел рядом.
- Ну-ка давай, маленькая, приподнимись, попей чайку.
Женщина приподняла Нину, протянула стакан с чаем к губам. Нина осторожно глотнула. Чай был уже не горячий и очень сладкий. Она сама взяла стакан в руки, выпила почти все, протянула обратно и сказала “спасибо”.
- Ну вот и славненько, теперь полежи еще.
Кто-то под голову подсунул вязаную кофточку, свернутую подушечкой. От сладкого чая Ниночке стало тепло и она уснула.
Проснулась Ниночка, когда в учительскую уже пришла Нина Павловна. Увидев, что девочка пытается сесть, она подошла к ней, помогла подняться.
- Как ты напугала меня, голубушка.
Нина только плечами пожала.
- Я тебя сейчас домой провожу. Посиди пока тут. Я свои дела сделаю и пойдем.
Учительница куда-то уходила, приходили другие учителя, занимались своими делами, а Нина сидела и ждала. Наконец Нина Павловна освободилась и они пошли домой.
Дома из взрослых никого не было. Зина что-то делала в огороде, возле нее топтался Степка. Учительница наказала Зине, чтоб завтра мать или Надя пришли в школу, велела Нине полежать сегодня, не бегать.
- Нинка, ты это чего? - удивленно спросила Зина. - Чего натворила?
- Потом расскажу -
только и услышала в ответ. Нина пошла домой и легла на материну постель. Все-таки после случившегося она себя еще не очень хорошо чувствовала.
На другой день Дарья в обед отправилась в школу. Она переживала за Нину. Чего же будет дальше с этим экзаменом. Нину она оставила дома, в школу не пустила. В школе Дарья нашла учительницу. Та ей рассказала обо всем, что вчера случилось. Вчера же было решено освободить Нину от экзаменов и перевести в пятый класс отличницей. У нее же все эти годы только отличные оценки были. Дарья вздохнула с облегчением. Ну что за девчонка такая у нее. За все переживает, всего боится.
Нина Павловна все-таки порекомендовала сводить Нину к врачу, проверить ее. Дарья кивнула головой. Она уж и сама думала об этом. Летом обязательно надо будет это сделать. А пока пусть сил набирается. Хорошо, что и от других экзаменов ее освободили.
Вечером все ждали мать, что там в школе про Нину сказали. Услышав, что Нину перевели отличницей в пятый класс, дети закричали “ура!”, захлопали в ладоши. Ниночка сидела довольная и улыбалась. У нее даже щеки порозовели.
- Вот и хорошо, вот и хорошо,- думала Дарья. - За лето, глядишь, сил девчонка наберется.