Стоимость строительства ответвления на Минск от ВСМ «Москва – Санкт-Петербург», по подсчетам экспертов, составит порядка 2,1 трлн руб. О том, что стальную магистраль могут дотянуть до белорусской столицы, в июне 2023-го заявил глава Минтранса РФ Виталий Савельев.
По словам чиновника, для реализации первого этапа — непосредственно соединения высокоскоростной «железкой» двух российских городов — инвесторы уже найдены, а в правительстве большинство его членов поддерживают инициативу. Ранее Олег Белозеров сообщил, что к 2027 году будет готов поезд для первой отечественной ВСМ — в настоящее время специалисты ведут активные работы в этом направлении.
Правда, относительно реализации этой масштабной задумки, о которой говорят уже более десяти лет, у ряда наблюдателей существуют большие сомнения. В частности, Денис Мигаль, основатель автомобильного маркетплейса FRESH, отмечает, что, несмотря на заявление профильного ведомства о наличии инвестора для строительства ВСМ, а также для разработки инновационного подвижного состава, нет никаких гарантий, что найдутся спонсоры для финансирования кампании.
Одна из причин подобных сомнений — высокая стоимость проекта. При этом строительство основной линии между Москвой и Петербургом на несколько сотен миллиардов выйдет дешевле, чем ветка на Минск. Поэтому, если говорить о возможном втором этапе, то его реализация выглядит сегодня еще более сомнительной.
«Пока ни одной ВСМ в России не эксплуатируется, но планируемый трафик на участке «Москва – Петербург» оценивался ранее в 16,3 млн человек к 2030 году с учетом стоимости билета в размере более 5 тыс. руб., что на 50% больше стоимости билета на «Сапсан». Если стоимость проезда по ВСМ «Петербург – Минск» также увеличится в два раза — до 15 тыс. руб. (сейчас билет на «Ласточку» до Минска стоит около 5 тыс. руб., авиабилет — около 9,5 тыс. руб.), то спрос россиян на данный маршрут окажется высоким только в том случае, если не будет альтернативы. Например, если отменят ночные поезда и авиарейсы, нивелируются «Ласточки» в пользу ВСМ. Таким образом, пока проект нельзя назвать рентабельным, особенно, с учетом того, что не найден технологический партнер, который будет поставлять составы и технологии для работы ВСМ. В то же время строительство ВСМ «Петербург – Минск» может сократить время в пути до 2-2,5 часов (сейчас на «Ласточке» 6,5 часов), что повысит мобильность населения», — отметил Денис Мигаль в комментарии нашему каналу.
Напомним, в конце 2022-го в Минтрансе РФ заявили, что проект ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» находится в активной стадии. В ведомстве тогда подчеркнули, что, несмотря на высокую стоимость (1,7 трлн руб.), он вполне окупаем и даже не потребует дополнительных вложений со стороны государства.