Найти тему
Денис РационалЪ

РЖД+Москва планируют расширять Восточный вокзал, но не Курский, почему?

В Москве впервые за 100 лет появился новый вокзал, многие слышали эту громкую фразу, но многие побывавшие на Восточном вокзале/станция Черкизово, поняли, что это не вокзал в классическом понимании, для Москвы и для других крупных городов. Да и само название "Восточный вокзал" слишком пафосное для такой маленькой станции и крайне маленького здания вокзала,

Восточный вокзал Парижа источник: https://musthaveforyou.mediasole.ru/parizh_s_vysoty_ptichego_poleta
Восточный вокзал Парижа источник: https://musthaveforyou.mediasole.ru/parizh_s_vysoty_ptichego_poleta

"Москва-Черкизово" вполне себе соответствует статусу. Я пожалуй так и буду называть)

Само появление пассажирских платформ для поездов дальнего следования на станции Черкизово и довольно скромного по плошади вокзала стало вынужденной мерой, началась масштабная реконструкция станций Москва-Курская и Москва-Каланчёвская, а также перегона между ними. По этой причине в начале стало проблематичным, а на следуюшем этаже реконструкции и невозможным принимать поезда дальнего следования на Москву-Курскую, тут очень выручили Москва-Павелецкая и Москва-Киевская, на которые ушли южные поезда Москва-Адлер, Анапа, Белгород, Ейск и многие другие, но вот львиную долю поездов :все транзитные, горьковские и ночные курские, взяла на себя станция Москва-Черкизово, что значительно развязало руки строителям, теперь им поезда перестали мешать. Такой вариант развития событий, большинство пассажиров воспринимало как временный на время реконструкции удобной во всех отношениях Москвы-Курской.

Москва-Черкизово как станция и вокзал имеют ряд существенных недостатков

- станция фактически работает с 1 главным путём на Малом Кольце/МЦК, что ограничивает её возможности по пропуску бОльшего числа поездов, те, что есть стоят на технических скрещениях

- движение пассажирских поездов осуществляется по многочисленных съездам и соединительным ветвям Малого Кольца/МЦК с низкими скоростями, а при движении на Санкт-Петербург добавляется смена направления движения, а это ещё минимум 35+ минут ко времени в пути

Поезд Санкт-Петербург - Сухум "выруливает" на курских ход
Поезд Санкт-Петербург - Сухум "выруливает" на курских ход

- станция/вокзал расположены в восточной части города, что удобно, только жителям прилегающих районов

- на станции для пассажирских поездов всего 3 пути, один из которых с очень низкой платформой

Высадка из Ласточки Источник: https://pokayadoma.ru/foto/gde-posadka-na-lastochku-na-vostochnom-vokzale.html
Высадка из Ласточки Источник: https://pokayadoma.ru/foto/gde-posadka-na-lastochku-na-vostochnom-vokzale.html

Вместе эти 3 пути и однопутные перегоны ограничивающие станцию существенно снижают и пропускную способность станции.

Официальное открытие вокзала в Черкизово состоялось 29 мая 2021 года и в настоящее время появился определённый опыт и выявились недостатки, наиболее заметные для пассажиров, это недостаточная площадь помещений вокзала и низкая платформа, которая была специализирована для Стрижей, вот именно с этими двумя недостатками в ближайшее время решили бороться Москва вместе с РЖД.

Важно, что проблемы которые по идее необходимо было решать на стадии строительства вокзала в Черкизово, решили устранять (примерный поток пассажиров был известен, так как знали что весь транзит и часть конечных поездов будет ходить через Черкизово) решили устранять в ближайшее время, только спустя время. Проект реконструкции предполагает завершение работ к 2025 году. Основные задачи кратко, это расширить площадь вокзальный помещений и оборудовать ближний к вокзалу путь высокой платформой. Данная реконструкция позволит решить текущие проблемы вокзала в Черкизово. Но если же смотреть на потенциальную и возможную перспективу роста числа пассажирских поездов следующих по курскому и горьковскому направлению, то станция Черкизово и вокзал уже не смогут взять дополнительно даже 7-10 новых поездов.

В тоже время реконструкция станций Москва-Курская идёт к финальной части и примерные очертания станции уже видны: с северы будет 4 главных пути, в парке П курского направления будет 12 путей,

-4

также решили оставить 2 горьковских тупика для оборотных электричек, но при этом проектировщики и заказчики не предусмотрели длинные пути с длинными платформами хотя бы на 16-20 вагонов, для приёма и отправления поездов дальнего следования.

Получается следующая картина, поездов МЦД-2 и МЦД-4 для транзитного пропуска потребуется по паре путей, всего 4, предположим ещё 4 пути можно оставить на час-пик для возможных оборотных электричек и это с хорошим запасом, остаётся ещё 4 пути, которые будут условно свободны даже в час-пик. То есть станция Москва-Курская после завершения реконструкции будет обладать достаточной пропускной способностью, но при этом принимать более-менее длинные пассажирские поезда не сможет!

-5

В итоге недостатки полученные в результате реконструкции узла Москва-Курская, даже после её завершения останутся с нами как будто так и надо, а они существенные как для пассажира, так и для перевозчика:

- существенное увеличение времени в пути пассажирских поездов следующих на ленинградское направление транзитом через Москву для любого поезда это минимум +45 минут

- частичное увеличение времени в пути поездов следующий из Черкизово на курский ход, ввиду однопутности участка

- значительное увеличение времени в пути пассажирских поездов курского направления (+3,5-4 часа) за счёт следования их по не оптимальному маршруту с Москвы-Киевской и Москвы-Павелецкой, поезда в Курск и Белгород идут 10 и 12 часов, вместо 7 и 9 часов, соответственно.

-6

- составление не рациаональных расписаний пассажирских поездов, за счёт отсутсивия пропускных способной станции Черкизово и прилегающих перегонов, поезд 71 отправляется из Москвы в 20:30 (слишком рано) и прибывает тоже слишком рано в 5:50, до этого ходил более комфортно +2 часа, ко времени отправления и прибытия

- не самое удобное расположение Черкизово, восток Москвы, значительно хуже центра.

При этом на ближайшую перспективу возврат пассажирских поездов на Москву-Курскую особо и не планируется, так как технически Москва-Курская сможет принять поезд лишь 16 вагонов, 14 из которых будет в пределах пассажирской платформы, массовый возврат поездов в ближайшее время невозможен и это очень плохо, что так и планировалось.

-7

Устраивая МЦД через Москву-Курскую была разрушена многолетняя комфортная логистика пассажиров дальнего следования на различные направления. Напомню, что через станцию в разные годы ходили транзитные поезда направлений Санкт-Петербург - юг, восток, Минск-восток, поезда курского и горьковских направлений в лучшие года это более 80 пар поездов в сутки.

В современных условиях на Москву-Курскую смогут заходить поезда дальнего следования с длинной не более 14 вагонов, а это достаточно существенное ограничение и под него подходит не так и много поездов, один из них это двухэтажный Санкт-Петербург - Москва - Белгород длинной 9 вагонов.

Вместо возвращения Москвы-Курской в строй, нам предлагают только реконструкцию Черкизово, хочется верить, что со временем придёт понимание ошибчности массового исключения поездов дальнего следования со станции Москва-Курская.