Описания в романах Эмиля Золя многословны и порой тяжеловесны, но зато какой клад восхитительных бытовых подробностей! Нам дают возможность буквально, как наяву, наблюдать за жизнью французов XIX века, от салонов до рынка. И я предлагаю сегодня заглянуть в одну гостиную из романа "Дамское счастье", где дамы любуются веером и обсуждают кружева...
Одна из них только что приобрела веер - и как же не похвастаться перед светскими приятельницами! "Ах, какие чудесные кружева! - воскликнула г-жа Бурделе, любуясь веером". Итак, наш веер - кружевной!
Действие романа происходит во второй половине 1860-х годов. Лет десять спустя кружевные веера будут не то что модными, а безумно модными, и музейные коллекции по всему миру полны кружевными веерами 1870-х и 1880-х. Даже у меня есть парочка. А вот во времена "Дамского счастья" они пока просто довольно популярны, и сохранилось их поменьше. Но есть!
Использовали и белые, и чёрные кружева. И, как правило, шёлковая подложка под кружева была контрастного цвета, чтобы проявить красоту узора. Но не обязательно, можно было и тон в тон. А можно было обойтись и без подложки, одним только кружевом. Веер в романе - чёрный. "Чёрные кружева в белой оправе - это несколько мрачно". Приблизительно такой, только оправа не из перламутра, а из слоновой кости:
"И ты заплатила двадцать пять франков за кусок? - спросила она,
разглядывая каждую петельку кружев. - Что? Купила, говоришь, в Люке, у местной мастерицы?.. Нет, нет, это совсем недорого... Но тебе пришлось самой заказать оправу?
- Конечно, - ответила г-жа Дефорж. - А это стоило двести франков.
Госпожа Бурделе расхохоталась. Так вот что Анриетта называет удачной покупкой! Двести франков за простую оправу из слоновой кости и вензель! И все из-за экономии в сто су на куске кружев шантильи! Да такие веера, готовые, можно найти по сто двадцать франков. И она назвала магазин на улице Пуассоньер.
Тем временем веер переходил из рук в руки".
Замечу, что нельзя взять "мерное кружево", то есть полосу кружева, отрезать от неё кусок, и сделать экран для веера. У экрана особая форма, полукруглая, так что мерное кружево сюда не ляжет. Нужно кружево "фасонное", созданное специально для вееров, соответствующей формы. Кружевной экран будущего веера. А это сложнее! И дороже. И - да, индивидуальный заказ, даже если это "простая оправа из слоновой кости" всегда обходится дороже.
"- Я за всю свою жизнь даже двух вееров не купила... - проговорила она,
передавая веер графине де Бов. - Не знаешь, куда девать и те, что
получаешь в подарок.
- Вы счастливица, дорогая моя, у вас такой любезный супруг, - с тонкой
иронией заметила графиня и, наклонившись к дочери, высокой двадцатилетней девушке, прибавила: - Взгляни на вензель, Бланш. Какая прелестная работа!.. Из-за вензеля, должно быть, и обошлось так дорого".
Ах, госпожа Гибаль, вы лукавите! Куда девать... Это ведь то время, когда веерное искусство достигло высочайшего уровня, и дамам к разным нарядам нужные разные веера. Неужели приток подарков так густ, что вееров хватает на все случаи жизни, особенно если учесть изменчивую моду, которая и вееров касается? Что-то мне подсказывает, что нет.
А потом в разговор вмешивается господин Муре, хозяин огромного универмага, и...
"Да мы вообще все продаем за бесценок! - весело воскликнул он, взяв со
столика веер г-жи Дефорж. - Вот хотя бы этот веер... Сколько вы, говорите, за него заплатили?
- За кружева двадцать пять франков и за оправу двести, - ответила Анриетта.
- Ну что ж, за такие кружева это недорого. Однако продаем их по
восемнадцать франков. Что же касается оправы, то это чудовищный грабеж. Я никогда не посмею продать такой веер дороже девяноста франков".
Вот так подобные универмаги и вытесняли маленькие магазинчики и мастерские...
А ещё одна гостья говорит: "Я видела однажды перламутровый веер с белыми перьями, - в нем было что-то девически юное". Интересно, что имеется в виду... подозреваю, веер из перьев страуса. Опять-таки, чуть позднее такие веера будут очень-очень модными, причём довольно большими. А тогда они ещё не так велики, как позднее.
Итак, мадам и мадмуазель, что выбираете? Страус и перламутр, или кость и кружево? Или и то, и то? Виртуальные веера не стоят даже виртуальных франков, так что не отказывайте себе в удовольствии!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!