Найти тему
История моды с Марьяной С.

Веер из "Дамского счастья"

Описания в романах Эмиля Золя многословны и порой тяжеловесны, но зато какой клад восхитительных бытовых подробностей! Нам дают возможность буквально, как наяву, наблюдать за жизнью французов XIX века, от салонов до рынка. И я предлагаю сегодня заглянуть в одну гостиную из романа "Дамское счастье", где дамы любуются веером и обсуждают кружева...

Одна из них только что приобрела веер - и как же не похвастаться перед светскими приятельницами! "Ах, какие чудесные кружева! - воскликнула г-жа Бурделе, любуясь веером". Итак, наш веер - кружевной!

Деталь модной гравюры из "La mode illustree", 1865. (с) Из коллекции Эрмитажа
Деталь модной гравюры из "La mode illustree", 1865. (с) Из коллекции Эрмитажа

Действие романа происходит во второй половине 1860-х годов. Лет десять спустя кружевные веера будут не то что модными, а безумно модными, и музейные коллекции по всему миру полны кружевными веерами 1870-х и 1880-х. Даже у меня есть парочка. А вот во времена "Дамского счастья" они пока просто довольно популярны, и сохранилось их поменьше. Но есть!

Использовали и белые, и чёрные кружева. И, как правило, шёлковая подложка под кружева была контрастного цвета, чтобы проявить красоту узора. Но не обязательно, можно было и тон в тон. А можно было обойтись и без подложки, одним только кружевом. Веер в романе - чёрный. "Чёрные кружева в белой оправе - это несколько мрачно". Приблизительно такой, только оправа не из перламутра, а из слоновой кости:

Веер, 1860-70-е. (с) Из коллекции Эрмитажа
Веер, 1860-70-е. (с) Из коллекции Эрмитажа

"И ты заплатила двадцать пять франков за кусок? - спросила она,
разглядывая каждую петельку кружев. - Что? Купила, говоришь, в Люке, у местной мастерицы?.. Нет, нет, это совсем недорого... Но тебе пришлось самой заказать оправу?
- Конечно, - ответила г-жа Дефорж. - А это стоило двести франков.
Госпожа Бурделе расхохоталась. Так вот что Анриетта называет удачной покупкой! Двести франков за простую оправу из слоновой кости и вензель! И все из-за экономии в сто су на куске кружев шантильи! Да такие веера, готовые, можно найти по сто двадцать франков. И она назвала магазин на улице Пуассоньер.
Тем временем веер переходил из рук в руки
".

Замечу, что нельзя взять "мерное кружево", то есть полосу кружева, отрезать от неё кусок, и сделать экран для веера. У экрана особая форма, полукруглая, так что мерное кружево сюда не ляжет. Нужно кружево "фасонное", созданное специально для вееров, соответствующей формы. Кружевной экран будущего веера. А это сложнее! И дороже. И - да, индивидуальный заказ, даже если это "простая оправа из слоновой кости" всегда обходится дороже.

Веер, вт. пол. XIX в. (с) Из коллекции Смитсоновского музея дизайна Купер Хьюитт
Веер, вт. пол. XIX в. (с) Из коллекции Смитсоновского музея дизайна Купер Хьюитт

"- Я за всю свою жизнь даже двух вееров не купила... - проговорила она,
передавая веер графине де Бов. - Не знаешь, куда девать и те, что
получаешь в подарок.
- Вы счастливица, дорогая моя, у вас такой любезный супруг, - с тонкой
иронией заметила графиня и, наклонившись к дочери, высокой двадцатилетней девушке, прибавила: - Взгляни на вензель, Бланш. Какая прелестная работа!.. Из-за вензеля, должно быть, и обошлось так дорого
".

Ах, госпожа Гибаль, вы лукавите! Куда девать... Это ведь то время, когда веерное искусство достигло высочайшего уровня, и дамам к разным нарядам нужные разные веера. Неужели приток подарков так густ, что вееров хватает на все случаи жизни, особенно если учесть изменчивую моду, которая и вееров касается? Что-то мне подсказывает, что нет.

Деталь модной гравюры из "La mode illustree", 1866. (с) Из коллекции Эрмитажа
Деталь модной гравюры из "La mode illustree", 1866. (с) Из коллекции Эрмитажа

А потом в разговор вмешивается господин Муре, хозяин огромного универмага, и...

"Да мы вообще все продаем за бесценок! - весело воскликнул он, взяв со
столика веер г-жи Дефорж. - Вот хотя бы этот веер... Сколько вы, говорите, за него заплатили?
- За кружева двадцать пять франков и за оправу двести, - ответила Анриетта.
- Ну что ж, за такие кружева это недорого. Однако продаем их по
восемнадцать франков. Что же касается оправы, то это чудовищный грабеж. Я никогда не посмею продать такой веер дороже девяноста франков"
.

Вот так подобные универмаги и вытесняли маленькие магазинчики и мастерские...

Веер, 1869-80. (с) Из коллекции Смитсоновского музея дизайна Купер Хьюитт
Веер, 1869-80. (с) Из коллекции Смитсоновского музея дизайна Купер Хьюитт

А ещё одна гостья говорит: "Я видела однажды перламутровый веер с белыми перьями, - в нем было что-то девически юное". Интересно, что имеется в виду... подозреваю, веер из перьев страуса. Опять-таки, чуть позднее такие веера будут очень-очень модными, причём довольно большими. А тогда они ещё не так велики, как позднее.

Веер, 1870-е. (с) Из коллекции Музея Нью-Йорка
Веер, 1870-е. (с) Из коллекции Музея Нью-Йорка

Итак, мадам и мадмуазель, что выбираете? Страус и перламутр, или кость и кружево? Или и то, и то? Виртуальные веера не стоят даже виртуальных франков, так что не отказывайте себе в удовольствии!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!