Это один из любимейших нами псалмов и для этого есть веские причины.
Асаф пережил мощный внутренний переворот. Его взгляд на людей, а прежде всего на самого себя однажды радикально изменился. Как это произошло, он здесь и рассказывает.
Псалом Асафа. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, (Пс.72:1-3).
Зависть, раздражение, недовольство - очень хорошо нам всем знакомы. Причем у Асафа были серьезные основания для зависти, потому что его окружали люди действительно очень нечестивые и при этом очень успешные в материальном плане. Вот как он их описывает:
ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам. От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, [как] наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. (Пс.72:4-9).
Причем эти люди оказывают растлевающее влияние и на многих верующих:
Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею, и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?" (Пс.72:10,11).
Сомнения в пользе праведного образа жизни подошли и к самому Асафу:
так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? (Пс.72:13,14).
До этой поры псалмопевец видел проблему только в этих нечестивых людях, но дальше произошла метаморфоза:
И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! (Пс.72:16-19).
Асаф вошел в святилище, где смог подключиться к Божьей мудрости. Сначала он увидел, что все не заканчивается смертью на земле. Жизнь продолжается и нечестивые в дальнейшем "низвергаются в пропасти". Их конец ужасный, в отличии от праведников.
Но еще интереснее то, какая перемена произошла в его отношении к самому себе.
Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою. (Пс.72:21,22).
Оказывается, Асаф был невеждой и даже … похожим на скотину!
Вот это да! Ведь он же был праведным человеком, а проблемы были не у него, а у злых нечестивцев. Тогда почему же он называет себя теперь невеждой как скотина?
Потому что духовно зрелый человек берет на себя полную ответственность за происходящее в его внутреннем мире.
Если я обижаюсь, то это не потому только, что меня обижают плохие люди, но потому что я - обидчивый человек!
Если я раздражаюсь, то потому что я человек раздражительный.
Если завидую, то я - завистливый…
Это болезненно, но зато только так при условии упования на Божью благодать, можно прийти к реальным внутренним переменам и перестать быть духовно незрелым человеком.
Вот что Асаф пишет дальше:
Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. (Пс.72:23-26).
Признание своей проблемы открыло его для огромной благодати веры. Теперь Асаф верой принимает руководство от Господа, переживает Его присутствие и даже верит в то, что обязательно войдет в Божью славу!
Здесь предвосхищение славы, обещанной нам в НЗ:
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами. (1Фесс.4:16-18).