Найти тему
MILITAN

Истребитель "Хокер Харриер" в Фолклендской войне

Друзья мои, это вторая часть публикации по теме британских истребителей Hawker Siddeley Harrier в Фолклендской войне. Читать будет намного интереснее, если сначала Вы ознакомитесь с первой её частью, доступной по ссылке ниже:

18 мая 1982 года "Харриеры" и "Си Харриеры" были переданы на два авианосца, десять на HMS Hermes (R12) и четыре на HMS Invincible (R05). Все самолеты GR3 отправились на Гермес и после одного дня тренировок эскадрилья совершила свой первый боевой вылет. Самолеты выполняли весь спектр задач, начиная от авиационной поддержки, заканчивая ПВО. Целями последних вылетов были атаки на аэродромы, капитальные и временные взлетно-посадочные полосы. Одна из таких операций состоялась 23 мая.

1-я эскадрилья Королевских ВВС Великобритании во время Фолклендской войны
1-я эскадрилья Королевских ВВС Великобритании во время Фолклендской войны

Командир эскадрильи старший сержант Питер Сквайр, на "Харриере" с номером XZ997, возглавил группу из четырех самолетов. Они сбросили 1000-фунтовые бомбы на взлетно-посадочную полосу Данноуз-Хед на Западных Фолклендах. Аэродром был уничтожен и не использовался аргентинцами до конца конфликта, как, собственно, и до этого.

Стоит отметить, что операция была выполнена, не совсем гладко, но не об этом. С ней связана одна очень забавная история. Во время бомбардировки, несколько бомб попали в близлежащие здания, в результате чего был ранен местный житель. Уже после войны, летчик Марк Хэйр посетил поселение, желая извиниться за причиненный ущерб. Управляющей фермой Джимми Форстер сухо прокомментировал: "Если вы хотели уничтожить взлетно-посадочную полосу, то почему вы не сказали нам? Мы бы вспахали ее для вас!"

Кроме различного вооружения, "Харриер" мог нести и так называемую "разведывательную капсулу" с пятью камерами для кругового обзора. В итоге британцам удалось обнаружить скопление оборонительных позиций и другие важные цели. Однако не все было так просто. Аргентинцы шли на некоторые ухищрения, например, в аэропорту в Порт-Стэнли они сделали ложные кратеры от взрывов, а на другой взлетной полосе расставили замаскированные под современные истребители учебные самолеты.

Для атаки по наземным целям "Харриеры" использовали кассетные боеприпасы, 2-дюймовые неуправляемые ракеты и 1000-фунтовые бомбы с лазерным наведением. Заметное воздействие на аргентинцев производили кассетные бомбы. Так, во время битвы за Гус-Грин, 2-й парашютный батальон оказался прижат огнем аргентинской 35-мм пушки. У британцев на земле попросту нечем было ответить, но подоспевшее звено из трёх "Харриеров" быстро устранили проблему.

Бомбы с лазерным наведением были очень эффективны, особенно для уничтожения складов и вертолетов на земле. Но их потенциал стал полностью доступен только за день до прекращения огня, когда появились возможность устанавливать лазерные маркеры на цели.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Фолклендская война стала первым конфликтом, когда британцы использовали высокоточное вооружение.

Вскоре после захвата Порт-Стенли, неподалеку от него была построена взлетно-посадочная полоса, куда были переброшены четыре "Харриера", импровизированный аэродром просто не вмещал больше. Как правило они обеспечивали поддержку наземных сил, в то время как "Си Харриеры" с авианосцев патрулировали воздушное пространство. Для защиты аэродрома от аргентинских воздушных атак были размещены восемь ЗРК Rapier.

Британская ЗРК Rapier на Фолклендских островах
Британская ЗРК Rapier на Фолклендских островах

Наибольшей угрозой для "Харриеров" был зенитный огонь и ракеты, выпущенные с земли. Летело все, он пуль стрелкового оружия до ракет класса "земля-воздух". Двумя основными аргентинскими ЗРК были "Roland" и "Tigercat", летчикам "Харриеров" было приказано держаться от них подальше. По британцам было запущено большое количество ракет обоих типов, но ни одна атака не была успешной.

Другая опасность исходила от ПЗРК, британской Blowpipe и советской Стрела-2, которых у аргентинцев было в изобилии. Однако полет на очень низкой высоте свёл на нет эту угрозу. От действия мобильных зенитчиков, был сбит только один Харриер.

Кроме того, аргентинцы были оснащены большим количеством зенитных орудий, калибром от 20 до 35 мм. Некоторые из них были подключены к радарам управления огнем. Как правило они размещались в известных британцам районах, но все равно представляли большую угрозу. Именно от огня зенитного орудия во время битвы за Гус Грин, был потерян второй "Харриер".

Большинство попаданий были получены от огня стрелкового оружия, который не причинял особого ущерба самолету. На более поздних этапах войны в одном из четырех вернувшихся с задания самолетов находили попадания.

В общей сложности четыре из четырнадцати самолетов GR3 были потеряны во время кампании. Одним из них был "Харриер" Джерри Джей Пока. 30 мая он и Джон Рочфорт вели поиск вертолетов противника у Порт-Стэнли. В какой-то момент "Харриер" Пока попал под огонь стрелкового оружия. Он даже почувствовал попадание, но по приборам все было в порядке. Вскоре они заметили аргентинское орудие и атаковали его 2-дюймовыми ракетами.

На обратном пути к авианосцу стало ясно, что баки "Харриера" все таки повреждены и топливо быстро убывало. Было решено сбросить подвесные топливные баки и оставшиеся ракеты в море, в надежде уменьшить лобовое сопротивление, но вскоре двигатель заглох. Понимая, что приземлиться не получится, Пок летел сколько смог и в 56 км от корабля катапультировался. Уже через 10 минут его поднял из воды спасательный вертолет. Единственными травмами был вывих шеи и несколько незначительных ожогов лица полученных во время катапультирования.

В то же время, когда Джерри Пок возвращался на авианосец, другой вертолет доставлял еще одного сбитого летчика, Боба Айвсона. Его сбили тремя днями ранее огнем с земли во время все того же наступления 2-го батальона на Гуз-Грин. Он катапультировался и и спустя три дня был эвакуирован. В интервью он рассказывал: "Это было довольно рискованно, потому что я никогда не видел, чтобы в воздухе было столько трассирующих и зенитных снарядов. В Гуз-Грин у них было много оружия, в том числе несколько довольно сложных радиолокационных установок, о которых я узнал позже."

Hawker Siddeley Harrier в Фолклендской войне
Hawker Siddeley Harrier в Фолклендской войне

Его Харриер получил значительные повреждения и он понял, что ему нужно катапультироваться. Однако . . . "Я предпочел отлететь немного подальше от группы войск, на которую я только что сбросил кассетные бомбы. Возможно, они будут не очень рады меня видеть". Он решил, что будет летать так далеко, как только сможет. "Я катапультировался на очень низкой высоте, но приземлился на очень мягкую траву". Поскольку летчикам "Харриеров" приходилось летать над водой, они надевали гидрокостюмы на случай, если их собьют. Этот костюм и согревал Боба в течении трех дней, пока его не нашли бойцы 2-го парашютного батальона.

14 июня война была закончена. На берегу в Порт-Стэнли была построена полноценная взлетная полоса, а уже 4 июля все "Харриеры" находились на берегу. Теперь этот аэродром станет им родным на несколько лет.

Истребитель "Харриер" продолжит службу в Королевских ВВС, а так же в ВВС Германии. Его модернизируют, установят новое крыло, более мощный двигатель и цифровую авионику. В середине 1980-х годов на вооружение королевских ВВС поступит "Харриер" в версии GR5, который примет участие в боевых действиях в Боснии и Ираке. Еще более новые модели, GR7 и GR9, будут летать над Косово и Афганистаном. Из-за сокращения военного бюджета 2010 года, "Харриер" был снят с вооружения, хотя "Харриер II" все еще используется на борту итальянских и испанских авианосцев.

Война за Мальвинские (Фолклендские) острова
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan

Для желающих помочь каналу рублем:

Тинькофф 5536 9138 9630 2045

СБЕР 4276 4800 1921 3399

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.

Спасибо за внимание и до новых встреч!