Найти тему
MILITAN

Аргентинский капитан "научил" французские корабельные Экзосеты (ММ-38) стрелять с суши

Оглавление

В 1979 году Аргентина заказала у Франции 14 самолетов Dassault-Breguet Super Étendard в тандеме с авиационной версией ракеты Exocet AM-39. Сама ракета, а точнее её возможности, уже были известны аргентинцам, Exocet ММ-38 уже стоял на кораблях ВМС Аргентины. К ноябрю 1981 года Аргентина успела получить 5 самолетов и 5 ракет.

В статье пойдет речь о конфликте вокруг Фолклендских островов, а так как я пишу об аргентинцах, то буду называть их Мальвинскими, а Форт-Стэнли, Пуэрто-Аргентино. Привет 𝐏𝐚𝐧𝐝𝐢𝐨𝐧 𝐡𝐚𝐥𝐢𝐚𝐞𝐭𝐮𝐬 :)

Из-за напряженности вокруг Мальвинских островов, Великобритания всячески оказывала давление на Францию. Лондон требовал не передавать Аргентине оставшуюся по договору технику. Британцы были серьезно обеспокоены слабой защитой своих кораблей от этих ракет, что могло привести к затягиванию конфликта или вообще к их поражению.

Чтобы закрепить выбор французов, Лондон заключил контракт на покупку большого количества Экзосетов. Подробностей не знаю, извините. Несмотря на законные претензии Аргентины, поставки вооружения были остановлены, даже в соседнее Перу.

Аргентинцам всё же удалось договориться об отправке военных инженеров во Францию, с целью освоения уже поставленной техники. Трое специалистов, в главе с капитаном Xyлuo Марсело Пересом, прибыли во Францию. Сказать, что прием не был тёплым, это ничего не сказать.

По воспоминаниям самого Переса, отношение к ним было, как к людям второго сорта. На задаваемые дополнительные вопросы могли просто не ответить. Не смотря на это, они смогли набраться опыта и знаний достаточного для самостоятельной настройки и отладки полученного вооружения.

Пока Перес доводил до ума тандем "Super Еtendard - Exocet", французы уверяли британцев, что латинские инженеры не смогут самостоятельно настроить Экзосеты. Как же они ошибались.

капитан Xuлuo Марсело Перес. Фотография с сайта www.infobae.com
капитан Xuлuo Марсело Перес. Фотография с сайта www.infobae.com

История о применении Экзосетов Аргентинскими ВВС была блистательной, но очень короткой. Эсминец HMS "Sheffield" и контейнеровоз "Atlantic Conveyor"* на дне, так же аргентинцы заявили, что поразили и легкий авианосец HMS "Invincible", однако британская сторона это отрицает.

После того, как закончились все авиационные Экзосеты было принято решение использовать корабельные Exocet ММ-38 с побережья Мальвинских островов. Автором этой идеи был 45-летний капитан Перес. Хоть он и считал, что для этого ему понадобиться пара месяцев, уложиться ему предполагалось в более короткие сроки.

После пяти дней консультаций со своими коллегами он пришел к выводу, что они смогут демонтировать пусковые установки Экзосет с эсминца ARA Seguí (D-25) и использовать их с суши. При этом предполагалось оставить сложные и энергоёмкие компьютеры и самим решить вопросы наведения и стрельбы.

В качестве источника электричества (440В, 60Гц) было решено использовать передвижной бензогенератор, купленный у нацистской Германии в далеком 1938 году (в составе батареи морских прожекторов). Проведя 20 лет в консервации, огромный генератор весом шесть тонн без особых проблем завелся.

Бензогенератор для пусковой установки ITB. Фотография с сайта www.infobae.com
Бензогенератор для пусковой установки ITB. Фотография с сайта www.infobae.com

Пусковой установке было дано обозначение ITB, расшифровывается как Instalación de Tiro Berreta* – пусковая установка Беррета. На каком то российском ресурсе я встречал, что ITB расшифровывается, как "пусковая установка из жёлудей и палок", но подтверждения этому не нашел.

*Не путать с итальянской оружейной компанией, это какое-то жаргонное аргентинское выражение.

Двумя рейсами транспортников C-130 Hercules, 31 мая установку ITB доставили на Мальвинские острова. Все держалось в строгом секрете. Во-первых от самолетов разведчиков, а во-вторых от местных рыбаков, которых подозревали в передаче информации британцам. Кроме того на островах уже во всю орудовал британский спецназ SAS.

С прибытием, команда Переса была размещена в районе восточного пирса Пуэрто-Аргентино. Но проанализировав сложившуюся ситуацию, был сделан вывод о том, что наилучшим местом для установки стартовой площадки является асфальтированная дорога через перешеек, соединяющий полуостров.

Уже на месте началась отладка системы, требовалось еще "подружить" её с имеющимся у аргентинцев РЛС Westinghouse. В реальном бою Экзосет требовал много тонких манипуляций, а враг уже успевал менять местоположение. Поэтому расчет установки должен был корректировать программу фактически "на глаз".

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. К работе со сборкой электронной части, капитан Перес привлекал двух своих сыновей.

Тем временем британцы с разных сторон приближались к Пуэрто-Аргентино. Командование и капитан Перес даже обсуждали возможность уничтожения установки. По воспоминаниям капитана Переса все изменилось после звонка адмирала Отеро, который сказал ему:

"Эти гринго должны увидеть, как аргентинская изобретательность уничтожила один из их лучших кораблей ... английское командование не может и представить себе такого."

Установку собирали с наступлением темноты, а на утро всё снова разбирали и прятали. Из-за того, что она не имела вращающейся платформы её направляли по определенному курсу и ждали пока в этом квадрате появится корабль.

За несколько часов до рассвета 5 июня, на радаре появился британский корабль, он проходил мимо и направлялся в Атлантику. Расчет удачно захватил цель, но по непонятной причине система не сработала, двигатель ракеты на запустился.

Разочарованный Перес сразу же активировал вторую ракету, но не учел, что используемым в их самодельных схемах лампам нужно около 20 минут, чтобы снова нагреться и сработать. Каким-то образом они смогли выстрелить уже через 8 минут, но ракета ушла мимо цели. Британский корабль так и не заметил угрожающей ему опасности.

Ко всему этому сгорел диод у Экзосета, единственный английский компонент системы. Но вот удача. Пуэрто-Аргентино оборонял 601-й Зенитный Батальон, который был (да и сейчас в принципе) вооружен британскими ЗРК "Tiger Сat". Сухопутный вариант корабельного ЗРК "Sea Cat".

Именно в ремкомплектах этого комплекса и был найден необходимый диод, но самое интересное, он имел тот же номер спецификации, что и сгоревший на Экзосете. Но даже не имея этих проблем установка работать не могла, поскольку закончились ракеты, их доставили только 5 июня. Наступило затишье и корабли в нужном квадрате не появлялись.

Кто-то из команды Переса предложил обратиться к коренным жителям, у которых еще живы традиции индейцев кечуа и гуарани. Чтобы те исполнили боевой ритуальный танец. Капитан Перес согласился и . . . это сработало, ну или совпало. Каждый по своему верит, я склоняюсь ко второму конечно.

12 июня около двух часов ночи на аргентинском радаре появляется британский эсминец, позже идентифицированный как HMS Glamorgan. Расчет пусковой установки захватывает цель на пределе досягаемости 29,96 км, при максимальной дальности в 30 км.

"Ракета ушла, свечение сопла исчезло в черном горизонте океана, затем вспышка и взрыв. - вспоминал Xuлuo Марсело Перес"

Задокументированное фото в момент произведения Экзосетов по британскому эсминцу HMS Glamorgan. Фотография с сайта www.infobae.com
Задокументированное фото в момент произведения Экзосетов по британскому эсминцу HMS Glamorgan. Фотография с сайта www.infobae.com

Дежурный на мостике эсминца HMS Glamorgan, Ян Инскип, увидел свечение ракеты и успел заложить маневр уклонения. Это не спасло корабль от попадания, но позволило не получить серьезных повреждений. Ракета попала в вертолетный ангар, взрыв yбuл 13 и рaнuл 22 британских моряка. Эсминец выбыл из строя до конца конфликта.

Среди пoгuбшux был Дэвид Хью Рассел Тинкер, о котором я писал в своей недавней статье - "Ведь британскому флоту так важно поддерживать свой имидж" - последнее письмо с Фолклендских островов".

Всего через два дня война закончилась капитуляцией Аргентины. Британцы провели глубокий анализ захваченной ракетной установки. Они были поражены тем, что с помощью подручных средств удалось вывести из строя мощный военный корабль.

Пусковая установка ITB
Пусковая установка ITB

Xyлио Марсело Перес был награжден ВМС и Национальным Конгрессом Аргентины за проектирование, строительство и успешную эксплуатацию системы Exocet ITB. Вышел в отставку в звании контр-адмирала. Был назначен военно-морским атташе во Франции, где его наградили "Ordre National du Merite" (Орден за Заслуги).

"Я просто хорошо сделал свою работу и никогда не искал признания и не рассказывал историю создания пусковой установки ITB, которая в своем "звездном выстреле" смогла поразить английский корабль."

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Спасибо за внимание и до новых встреч!

Хобби
3,2 млн интересуются