Родившийся уже в первой половине VI века, Григорий Турский, естественно, не являлся очевидцем событий, которые привели к возникновению королевства франков. В данном случае он выступал именно в качестве историка, а не очевидца, участника событий и хрониста.
Для Григория, как и для большинства образованных христиан его времени, история любого народа не была чем-то локальным, ограниченным. Она рассматривалась исключительно в общем контексте истории мира, который развивался по предначертанному ему Богом пути – от собственно сотворения вселенной через проповедь Христа и до конца истории, которая должна была завершиться вторым пришествием и страшным судом.
Нас не должно удивлять, что в произведении Григория, как и в большинстве средневековых хроник и летописей изложение событий начинается с сотворения мира. Вся первая книга «Истории франков» ничего не говорит нам именно о франках. Зато в ней Григорий подробно излагает символ веры, принятый на Никейском соборе, всю ветхозаветную и новозаветную историю.
После этого автор переходит к истории первых веков христианской церкви. Впрочем, здесь уже можно заметить определённый преимущественный интерес к распространению христианства именно на территории римской Галлии, где впоследствии и возникнет государство франков. Особое внимание Григорий уделяет истории святого Мартина, ведь его жизнь была неразрывно связана с городом Туром, в котором впоследствии сам Григорий будет епископом.
Стоит, конечно, отметить, что Григорий хотя и пишет именно об истории франков, однако сам он по происхождению был именно галло-римлянином. Впрочем, в произведении турского епископа мы не можем обнаружить каких-то свидетельств того, что он противопоставляет франков более раннему населению Галлии. Очевидно, что ко временам самого Григория процесс взаимной ассимиляции двух народностей продвинулся достаточно далеко. Кроме того опять же не стоит забывать про глубоко христианское мировоззрение Григория. Для него разница между различными народами была не столь важна по сравнению с различием между христианами и язычниками. Очевидно, что принятие франками христианства выводило их из числа непросвещённых варваров.
Григорий приводит свидетельства историков о первых контактах франков с населением римской Галлии, которое в основном сводилось к многочисленным набегам и войнам. При этом автор признавал, что изначально у франков не было королей, а лишь военные вожди. Впрочем, подробных сведений о социальном и политическом устройстве франкского общества данной эпохи Григорий не приводит.
Григорий говорит о том, что первые короли франков избирались членами племени из представителей своих знатных родов. Большое внимание уделял Григорий описанию религиозной жизни франков. Он сокрушался тому, что те были привержены язычеству.
«Они совершенно не признавали Бога, но делали изображения лесов и вод, птиц и животных, и других стихий природы и поклонялись им как Богу и приносили жертву».
Первый король франков, который не является полулегендарной фигурой, Хильдерик также описан в произведении Григория. Историк говорит о том, что в своё время франки лишили его власти и изгнали, поводом для чего послужило непристойное поведение короля по отношению к их дочерям. Очевидно, что франки в это время находились на стадии военной демократии, при которой королевская власть была существенно ограничена. Впоследствии Хильдерик сумел вернуть себе власть над франками и начать активное завоевание галльской территории, соперничая как с римлянами, так и с другими варварскими племенами.
При этом Григорий Турский подчёркивает, что
«все страстно желали подчиниться их власти».
Конечно, утверждение о том, что население Галлии было настолько расположено к франкам, можно списать на то, что Григорий писал уже в те времена, когда франкские короли являлись неоспоримыми владельцами данной территории. Однако историки не исключают возможности того, что Григорий в данном случае был достаточно объективен.
Причиной расположения к франкам мог быть религиозный вопрос. Франки к тому времени не были христианами, но это исповедавшему католицизм населению Галлии могло казаться более привлекательным, чем нахождение под властью других варварских племён, которые исповедовали арианский вариант христианства.
Несмотря на выраженную симпатию к франкам Григорий не скрывал того, что после победы над римским правителем северной части Галлии Сиагрием они разграбили достаточно много христианских церквей. При этом Хлодвиг, бывший к тому моменту королём франков, готов был вернуть священнослужителям хотя бы часть добычи.
Большое внимание Григорий уделяет началу христианизации франков. Как и у большинства варварских племен, процесс этот был связан с принятием христианства знатью и непосредственно правителями племени. По мнению Григория, большую роль в принятии Хлодвигом христианской веры сыграла его жена Хордехильда. Григорий приводит достаточно обширные диалоги между королём и его женой, в которых последняя стремится убедить мужа в ложности язычества, а Хлодвиг отказывается отрекаться от веры отцов. Понятно, что эти речи вкладываются в уста исторических персонажей сами автором и должны продемонстрировать именно его взгляд на язычество и христианство.
Обращение Хлодвига в христианство, по описанию Григория, было связано с его неудачной войной с алеманами. Понимая, что он терпит поражение, Хлодвиг воззвал к Богу, которого исповедовала его жена. Слова Хлодвига, приведённые Григорием, при этом показывают достаточно прагматическое отношение к короля к божествам. Он готов уверовать, только если христианский Бог окажет ему помощь:
«В тебя хочу веровать, только спаси меня от противников моих».
Григорий пишет о том, что сам Хлодвиг уже после одержанной победы сомневался в том, что его народ также захочет переменить религию. Однако эта проблема была решена, как считает Григорий, сверхъестественным вмешательством. По воле Бога все франки сами начали говорить о своём желании стать христианами.
Это вообще характерная черта Григория как историка и хрониста. Хотя он и описывает деятельность тех или иных исторических персонажей, но для него главным действующим лицом истории является Бог, который устраивает ход событий в соответствии со своей волей. Впрочем, это не мешает Григорию оставаться в достаточной степени прагматиком и вполне здраво анализировать причины поступков отдельных людей или государств.
Говоря об истории франков, Григорий не упускает из виду, что этот процесс невозможно рассматривать в отрыве от истории других варварских племён. Начало завоевания Галлии при Хлодвиге происходило в постоянной борьбе с другими варварскими племенами, среди которых особо стоит выделить готов. Именно в борьбе с ними Хлодвиг подчинил себе южную часть Галлии.
Покорению этих территорий способствовало во многом принятие Хлодвигом католичества. Григорий приводит свидетельства того, что готы с подозрением относились к епископам галльских городов, ведь последние должны были симпатизировать Хлодвигу как своему единоверцу, в противовес готам арианам.
Григорий в своей истории многие поступки королей и в частности Хлодвига объясняет именно религиозной мотивацией. Такое объяснение историк даёт и началу похода Хлодвига против готов в южной Галлии. Григорий приписывает франкскому королю следующие слова:
«Я очень обеспокоен тем, что эти ариане владеют частью Галлии. Пойдемте с божьей помощью на них и, победив их, подчиним нашей власти страну».
Данная речь, якобы, чрезвычайно понравилась всему франкскому войску. Понятно, что современные историки к подобной мотивации франкского правителя относятся достаточно скептически. Очевидно, что стремление к захвату новых территорий вряд ли можно объяснить исключительно беспокойством вчерашнего язычника о тонкостях христианского вероучения.
Григорий стремится показать, что уже Хлодвиг испытывал особое почтение к святому Мартину Турскому и приказал поэтому своему войску ничего не изымать у жителей данной области, жестоко карая ослушников. Победа Хлодвига над готами была, по мнению Григория, одержана при содействии святого.
В доказательство этого Григорий приводит рассказ о том, что войско франков смогло найти необходимый им брод через реку только после того, как после молитвы короля это место указал им таинственный олень. Этот рассказ встречается у многих средневековых авторов, при этом конкретные участники чуда могли меняться.
При описании действий Хлодвига Григорий не боится преувеличить его могущество и благочестие. В «Истории франков» мы можем прочесть, что
«Господь наделил Хлодвига такой небесной благодатью, что при одном его взгляде стены сами собой рушились».
Хотя Григорий признаёт за Хлодвигом королевское достоинство и соответствующую ему особую миссию, однако источником верховной власти турский епископ, очевидно, продолжал считать римского императора. Несмотря на то, что теперь местопребыванием этого императора стал Константинополь. До времён, когда франкский король в лице Карла Великого сам будет претендовать на императорский титул, оставалось ещё очень много времени.
Григорий поэтому уделяет весьма много внимания тому, что Хлодвиг получил от византийского императора Анастасия должность римского консула. Никакой реальной власти Анастасия над территорией Галлии это не означало. Однако, очевидно, что король франков считал для себя весьма почётным считаться не только королём, но и патрицием. Впрочем, у Григория есть любопытное замечание о том, что, начиная с этого момента, Хлодвиг именовался не только консулом, но и Августом. Использование подобного титула могло означать определённые претензии на императорский авторитет, что, конечно, не могло бы понравиться византийским властям.
Вообще в описании действий Хлодвига современный человек может найти множество противоречивых моментов. Григорий достаточно подробно описывает особенности установления власти Хлодвига нал Галлией, многие из которых не могут не быть названы крайне аморальными. Он провоцировал Сигиберта на убийство собственного отца, а впоследствии вероломно убил самого отцеубийцу.
Если вначале Хлодвиг пытался устранить своих политических противников, отправив их в монастырь, то впоследствии посчитал, что убить их будет более надёжным способом. Именно так поступил Хлодвиг с вождём франков Харарихом и его сыном.
Григорий приводит свидетельство того, что однажды Хлодвиг начал жаловаться своим приближённым на то, что лишился практически всех родственников, на которых он мог бы положиться. Однако жаловался он исключительно с целью выяснить, не остался ли в живых кто-либо из его соперников, чтобы и с ним также расправиться.
В целом, образ Хлодвига, каким он предстаёт на страницах сочинения Григория Турского, производит впечатление человека крайне жестокого, хитрого, лицемерного. Однако все эти приведённые факты не мешают Григорию давать Хлодвигу и его деяниям следующую характеристику:
«Так ежедневно Бог предавал врагов его в руки его и увеличивал его владения, ибо он [Хлодвиг] ходил с сердцем правым перед господом и делал то, что было приятно его очам».
В данном случае вновь стоит напомнить, что Григорий рассматривает историю как реализацию Божественного промысла обо всём человечестве. Хлодвиг рассматривается им не просто как человек, а как король, призванный к тому, чтобы распространить как можно шире христианскую веру среди язычников и еретиков. Соответственно, его успехи в войнах и государственном строительстве, кажутся Григорию вполне позитивным моментом. При этом историк не считает нужным скрывать какие-то негативные факты биографии франкского короля.
После смерти Хлодвига в 511 году его государство оказалось разделённым между четырьмя сыновьями. Григорий говорит об этом факте как о чём-то вполне естественном. Очевидно, что государство мыслилось ему как владение королевского рода Меровингов, и раздел его на части между родственниками представлялся ему столь же естественным, как и раздел любого другого имущества.
Сыновья Хлодвига могли объединяться для совместных действий против бургундов и тюрингов. Однако говорить о каком-либо согласии между родственниками не приходилось. В 531 году Теодорих, правящий Австразией, попытался убить Хлотаря. В результате походов франков на юг под их контроль полностью перешли земли бургундов, которые были поделены между всеми королями.
Григорий описывает действия всех франкских королей, наибольшее внимание уделяя Хлотарю. Турский епископ вновь не скрывает негативных черт характера и поступков короля. В частности он подробно описывает, как Хлотарь принудил к браку дочь тюрингского короля Радегунду, а впоследствии убил её брата, находившегося у него в заложниках.
Вполне возможно, что отсутствие симпатии к королю Хлотарю у Григория объясняется тем, что этот король имел планы значительно увеличить свои богатства за счёт церкви. В своё время он принял решение
«всем церквам своего королевстве выплачивать казне третью часть доходов».
Мы не знаем, чем именно закончились подобные планы короля. Если судить по сочинению историка, то он впоследствии просил прощения у епископа Иньюриоза, который выступил с гневной проповедью против королевских планов.
Григорий в своём сочинении вполне обоснованно уделяет много внимания рассказам о личной жизни королей. Невозможно разобраться во всех особенностях истории франков, если не знать всех аспектов родственных отношений членов рода Меровингов. Хотя ко времени Хлотаря христианство уже должно было достаточно широко распространиться в среде франков, представление о единобрачии, очевидно, ещё не стали нормой, по крайне мере для королей. У Хлотаря было множество жён и дети от них. Впрочем, Григорий всё же упрекает Хлотаря, называя его распутным. Отношения короля со своими детьми зачастую были далеки от идеальных, нередко они готовы были выступить против родителя с оружием в руках.
После смерти всех своих братьев Хлотарю удалось, как в своё время Хлодвигу, объединить под своей властью все земли франков. Впрочем, вряд ли стоит преувеличивать пределы королевской власти. Очевидно, что любой король вынужден был считаться с родовой аристократией и собственной дружиной. Весьма показательным в данном случае является рассказ Григория о походе Хлотаря на саксов.
Это племя было обязано выплачивать франкам определённую дань, и отказ от этой выплаты стал поводом для начала похода. Григорий рассказывает, что саксы убедили короля в том, что они вовсе не собирались отказываться от своих обязательств и готовы выплачивать даже больший объём дани. Король склонен был согласиться на это предложение и начал убеждать своих воинов отказаться от начала войны. Однако те не склонны были доверять саксам или просто планировали, как следует нажиться за счёт добычи. В конечном итоге всё закончилось такой вот сценой, описанной Григорием.
«Тогда, разгневанные на короля Хлотаря, они бросились на него, разорвали его шатер и с бранью потащили его, намереваясь убить, если он откажется выступить с ними. Видя это, Хлотарь против своей воли выступил с ними в поход».
Очевидно, что власть короля могла в определённых ситуациях значительно ограничиваться.
Последние годы правления Хлотаря были омрачены открытой войной с его сыном Храмном, который претендовал если не на захват власти над всеми землями франков, то на образование собственного независимого государства. Война завершилась поражением Храмна, причём суровой расправе подвергся не только он сам, но и его жена с дочерями. Все они были заперты в хижине и сожжены. Григорий не даёт этой жестокости какой-либо оценки, хотя и упоминает, что вскоре после этого Хлотарь каялся в своих разнообразных грехах перед Мартином Турским.
Смерть Хлотаря в 561 году и переход власти к его сыновьям может считаться важным этапом в становлении франкского государства. Во второй половине V – первой половине VI веков происходил постепенный процесс формирования Франкского государства. Это процесс получил отражение в произведении Григория Турского.
Благодаря Григорию мы знаем, что у франков власть племенных вождей постепенно заменяется королевской, причём передающейся по наследству. При этом пока не формируется представления о необходимости единого правителя. Государство воспринимается как родовая собственность и может делиться между всеми представителями рода Меровингов. Это зачастую приводило к многочисленным междоусобным войнам между родственниками.
Власть короля не была абсолютной, она в значительной мере ограничивалась влиянием других знатных франкских родов. Большую роль в развитии государства играли и епископы крупных городов. Которые выполняли многочисленные властные функции на определённой территории. Григорий считает самым важным моментом франкской истории этого периода принятие франками христианства в его католическом варианте. Это во многом помогло сближению франков с галло-римским населением.