Образы Зинаиды Юсуповой - бесконечный источник красоты. Её портреты, её наряды, воспоминания современников... Я не раз об этом писала (вот, например, о её платьях, о маскарадных костюме в стиле Ренессанса и допетровской Руси, о седине). А сегодня предлагаю полюбоваться одним из самых знаменитых её портретов, и разобрать наряд в деталях. Тут есть чем полюбоваться, и не только знаменитой жемчужиной...
Взгляните, какая простая и лаконичная причёска. Волосы убраны гладко и стянуты в пучок на затылке. Очень в духе эпохи. И ни тиары, ни драгоценных шпилек, ничего.... Только в ушах сияют огромные жемчужины. Будь это другая женщина, можно было бы подумать об искусственных, но это же княгиня Юсупова!
Наряд княгини очень, очень изысканный. В таком - или на бал, или на премьеру в оперу. И, спасибо художнику, мы видим не только платье, но и "сорти де баль", великолепную вечернюю накидку!
1890-е - время нардов пышных, броских, и с огромными рукавами. У вечерних они короткие, у дневных - длинные, но с буфами у плеча. Рукава платья княгини тоже пышные, но не чересчур, и, главное, основа из ткани совсем скрывается под кружевом, так что они не кажется тяжеловесными, как это часто, увы, бывало - нет, рукава получились нежные и воздушные!
Кружева здесь вообще очень много. Например, лиф. Мне кажется, он сделан из того же розового шёлкового атласа, что и юбка, но покрыт сверху вышитым тюлем. Неглубокое декольте тоже окружают кружева. Да, вырез весьма скромный, бывали и побольше, но тона платья так гармонируют с тонами кожи, что между ними нет контраста. И ты не видишь "тело и ткань", а просто некое розоватое сияние, где одно переходит в другое.
И резким контрастом смотрится тёмный мех на правом плече. Я долго думала, что бы это могло быть. Мехом платья, бывало, отделывали. И у этого же художника есть портрет Марии Фёдоровны с отделкой именно собольим мехом. Однако... У императрицы платье из красного бархата, с которым такая отделка отлично сочетается. Здесь же платье чересчур, как кажется, нежное для такой эффектной, но громоздкой отделки. Кроме того, мех весьма пышный, объёмный, а накидка лежит на другом плече так, как будто под ней никакого меха нет.
Моя версия - это петля, которая не даёт соскользнуть накидке, наброшенной на манер гусарского ментика на одно плечо. И эффектный акцент посреди этих нежных оттенков!
У накидки стоячий воротник - такие тогда назывпли "в стиле Медичи",, и они были очень модными. Воротник изнутри отделан тем, что кажется мехом, отделка идёт и по бортам. Но это перья страуса! Ну и снова, конечно же, кружева - они воздушной пелериной лежат поверх пелерины шёлковой.
А на груди сияет огромная Пелегрина. Вот так эффектно, через плечо, жемчужные нити дамы надевали ещё в XVII веке, когда позировали художникам в романтических образах.
Чуть ниже мы видим розовую сияющую подкладку накидки, чуть более насыщенного цвета, чем юбка.
А также хорошо видно, что кружева украшают не только сам лиф платья - ниже, от талии, идёт коротенькая кружевная баска. Талия охвачена золотистым поясом - мне кажется, это лента, причём золото там двух оттенков, по кромке и в центре.
У мыска лифа два конца этой ленты скрещены, и прихвачены... Чем? Не рассмотреть. Возможно, драгоценной брошью.
Обратите, внимание, кстати, на цвет перчаток - они не белые! Чем ближе конец века, тем больше вольностей позволяют себе дамы в цвете печаток. А ещё этот светло-коричневый красиво гармонирует с цветом кресла, и его обивки. Белый оттягивал бы на себя внимание.
Левую руку украшают браслеты - совсем простые тонкие обручи, но зато их много. Полагаю, не на портрете, а в реальной жизни, княгиня могла или надеть их поверх перчатки, или обойтись вообще без них.
А ещё здесь виден золотистый узор, которым украшена пелерина, и то, что кружева на ней украшали не только плечи - видите, спереди они каскадом спускаются вдоль борта. Умопомрачительная накидка!
И совсем лаконичная юбка... Подозреваю, она вся такая, и даже краешек подола ничем не украшен. Или, возможно, там есть "сдержанная" аппликация кружевом. Пышный воланы и рюши на юбках тогда не в моде. Акцент делали на лифе платья.
А в следующий рассмотрим вот так же подробно наряд с моего самого любимого портрета княгини Сияние!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!