Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Наряд с портрета Зинаиды Юсуповой

Образы Зинаиды Юсуповой - бесконечный источник красоты. Её портреты, её наряды, воспоминания современников... Я не раз об этом писала (вот, например, о её платьях, о маскарадных костюме в стиле Ренессанса и допетровской Руси, о седине). А сегодня предлагаю полюбоваться одним из самых знаменитых её портретов, и разобрать наряд в деталях. Тут есть чем полюбоваться, и не только знаменитой жемчужиной...

Портрет Зинаиды Юсуповой, Франсуа Фламенг, 1894. (с) Из коллекции Эрмитажа
Портрет Зинаиды Юсуповой, Франсуа Фламенг, 1894. (с) Из коллекции Эрмитажа

Взгляните, какая простая и лаконичная причёска. Волосы убраны гладко и стянуты в пучок на затылке. Очень в духе эпохи. И ни тиары, ни драгоценных шпилек, ничего.... Только в ушах сияют огромные жемчужины. Будь это другая женщина, можно было бы подумать об искусственных, но это же княгиня Юсупова!

Портрет Зинаиды Юсуповой, Франсуа Фламенг, 1894. (с) Из коллекции Эрмитажа. Деталь.
Портрет Зинаиды Юсуповой, Франсуа Фламенг, 1894. (с) Из коллекции Эрмитажа. Деталь.

Наряд княгини очень, очень изысканный. В таком - или на бал, или на премьеру в оперу. И, спасибо художнику, мы видим не только платье, но и "сорти де баль", великолепную вечернюю накидку!

1890-е - время нардов пышных, броских, и с огромными рукавами. У вечерних они короткие, у дневных - длинные, но с буфами у плеча. Рукава платья княгини тоже пышные, но не чересчур, и, главное, основа из ткани совсем скрывается под кружевом, так что они не кажется тяжеловесными, как это часто, увы, бывало - нет, рукава получились нежные и воздушные!

Кружева здесь вообще очень много. Например, лиф. Мне кажется, он сделан из того же розового шёлкового атласа, что и юбка, но покрыт сверху вышитым тюлем. Неглубокое декольте тоже окружают кружева. Да, вырез весьма скромный, бывали и побольше, но тона платья так гармонируют с тонами кожи, что между ними нет контраста. И ты не видишь "тело и ткань", а просто некое розоватое сияние, где одно переходит в другое.

И резким контрастом смотрится тёмный мех на правом плече. Я долго думала, что бы это могло быть. Мехом платья, бывало, отделывали. И у этого же художника есть портрет Марии Фёдоровны с отделкой именно собольим мехом. Однако... У императрицы платье из красного бархата, с которым такая отделка отлично сочетается. Здесь же платье чересчур, как кажется, нежное для такой эффектной, но громоздкой отделки. Кроме того, мех весьма пышный, объёмный, а накидка лежит на другом плече так, как будто под ней никакого меха нет.

Моя версия - это петля, которая не даёт соскользнуть накидке, наброшенной на манер гусарского ментика на одно плечо. И эффектный акцент посреди этих нежных оттенков!

У накидки стоячий воротник - такие тогда назывпли "в стиле Медичи",, и они были очень модными. Воротник изнутри отделан тем, что кажется мехом, отделка идёт и по бортам. Но это перья страуса! Ну и снова, конечно же, кружева - они воздушной пелериной лежат поверх пелерины шёлковой.

А на груди сияет огромная Пелегрина. Вот так эффектно, через плечо, жемчужные нити дамы надевали ещё в XVII веке, когда позировали художникам в романтических образах.

Портрет Зинаиды Юсуповой, Франсуа Фламенг, 1894. (с) Из коллекции Эрмитажа. Деталь.
Портрет Зинаиды Юсуповой, Франсуа Фламенг, 1894. (с) Из коллекции Эрмитажа. Деталь.

Чуть ниже мы видим розовую сияющую подкладку накидки, чуть более насыщенного цвета, чем юбка.

А также хорошо видно, что кружева украшают не только сам лиф платья - ниже, от талии, идёт коротенькая кружевная баска. Талия охвачена золотистым поясом - мне кажется, это лента, причём золото там двух оттенков, по кромке и в центре.

Портрет Зинаиды Юсуповой, Франсуа Фламенг, 1894. (с) Из коллекции Эрмитажа. Деталь.
Портрет Зинаиды Юсуповой, Франсуа Фламенг, 1894. (с) Из коллекции Эрмитажа. Деталь.

У мыска лифа два конца этой ленты скрещены, и прихвачены... Чем? Не рассмотреть. Возможно, драгоценной брошью.

Обратите, внимание, кстати, на цвет перчаток - они не белые! Чем ближе конец века, тем больше вольностей позволяют себе дамы в цвете печаток. А ещё этот светло-коричневый красиво гармонирует с цветом кресла, и его обивки. Белый оттягивал бы на себя внимание.

Левую руку украшают браслеты - совсем простые тонкие обручи, но зато их много. Полагаю, не на портрете, а в реальной жизни, княгиня могла или надеть их поверх перчатки, или обойтись вообще без них.

А ещё здесь виден золотистый узор, которым украшена пелерина, и то, что кружева на ней украшали не только плечи - видите, спереди они каскадом спускаются вдоль борта. Умопомрачительная накидка!

И совсем лаконичная юбка... Подозреваю, она вся такая, и даже краешек подола ничем не украшен. Или, возможно, там есть "сдержанная" аппликация кружевом. Пышный воланы и рюши на юбках тогда не в моде. Акцент делали на лифе платья.

Портрет Зинаиды Юсуповой, Франсуа Фламенг, 1894. (с) Из коллекции Эрмитажа. Деталь.
Портрет Зинаиды Юсуповой, Франсуа Фламенг, 1894. (с) Из коллекции Эрмитажа. Деталь.

А в следующий рассмотрим вот так же подробно наряд с моего самого любимого портрета княгини Сияние!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!