Уже начался сезон активного бронирования отелей и отпусков. О том, на каком сервисе искать жилье и на что обращать внимание, чтобы не разочароваться, рассказала аспирант кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса СПбГЭУ Ксения Безбородова.
Расскажите о своем образовательном и карьерном пути.
Я окончила факультет политологии в БГТУ «Военмех», но по специальности не работала. Еще на последнем курсе вуза случайно попала в отель, устроившись администратором службы приема и размещения. Так началась моя карьера в гостиничном бизнесе. Я прошла путь от рядового сотрудника СПиР до руководителя отделом по управлению доходом. Работала в независимых и сетевых отелях Санкт-Петербурга, Сочи, Волгограда. В моем портфолио управление доходом и ценовой политикой в отелях разного сегмента, от 23 до 600 номеров. В 2015 году я перешла «на другую сторону» и приняла предложение международной онлайн системы бронирования Expedia Group. Пять лет я занималась развитием рынков России и СНГ, помогала отельерам увеличивать доход от работы с системой и выстраивать грамотную тарифную политику. После того, как компания решила закрыть офисы в России, я присоединилась к команде Emerging Travel Group, чей бренд Ostrovok.ru широко известен в России и на данный момент является одним из лидеров онлайн рынка. В аспирантуру СПбГЭУ я пришла в 2020 году, имея в багаже богатый практический опыт в гостиничном бизнесе. Мне хотелось поделиться своими практическими знаниями и заняться научной деятельностью.
Какие альтернативы бронирования отелей появились вместо всем известного Booking?
Альтернативные системы онлайн бронирования существовали в России и до ухода международных компаний. Другое дело, что в плане удобства для пользователя такие гиганты как Booking.com и Expedia.com ушли далеко вперед во многом благодаря свои гигантским маркетинговым бюджетам, а также расходам на технологические новшества. Большинство локальных систем бронирования (и это касается не только российских сайтов) не имеют таких ресурсов.
В настоящее время в России можно выделить несколько компаний, которые «перетянули» на себя часть пользователей ушедших систем. Список самых популярных систем бронирования можно увидеть в режиме реального времени в дэшбоде от платформы Тревеллайн.
Прежде всего, это Ostrovok.ru, который сейчас лидирует по популярности среди пользователей. Самый важный плюс системы бронирования заключаются в том, что на платформе представлено большинство существующих отелей в большинстве регионах не только России, но и за рубежом. Гости из России могут осуществить бронирование практически в любой стране мира и оплатить проживание на сайте российской картой. Также большой плюс заключается в удобстве поиска отеля, возможности применения фильтров. Отели можно искать по локации, по наличию дополнительных услуг, типу питания, конфигурации кроватей, звездности, рейтингу. Также для поиска можно воспользоваться удобной картой. К минусам можно отнести отсутствие ответов отелей на отзывы и отсутствие программы лояльности.
Яндекс. Путешествия догоняет Ostrovok.ru по популярности, и самым большим плюсом площадки является то, что эта платформа встроена в поисковик, то есть потребителю даже не нужно переходить на другой сайт для того, чтобы сделать бронирование. Также удобно, что Яндекс распространил действие своей программы лояльности на отели в том числе. Теперь можно забронировать отель, получить баллы и потратить их, например, в Яндекс.Такси или Яндекс. Доставке. Минусом системы является то, что на Яндекс нельзя забронировать зарубежные отели и сам поиск отелей иногда работает не совсем корректно, например, при запросе «отели в Ленобласти с бассейном» попадают отели и в черте города.
Bronevik.com также сделал свой b2c сайт по бронированию отелей, но так как система изначально была создана для b2b рынка, отели не в состоянии предложить гостям гибкие и разнообразные тарифы.
OneTwoTrip занимает лидирующие позиции в плане удобства для пользователей, а также предлагает свою программу лояльности для гостей, путешествующих часто или бронирующих в мобильной версии сайта, но уступает лидерам в плане количества представленных отелей.
Otello от 2GIS, RussPass, РЖД Тревел, Check In и другие появившиеся системы пока не имеют обширной базы отелей и не могут порадовать разнообразием предложений. Пока успех этих компаний на рынке онлайн систем бронирования оценивать рано.
Как вы считаете, доверяют ли люди отечественным сервисам?
Спустя год после ухода с рынка иностранных систем бронирования отечественные компании успели доказать, что им можно доверять. Да, требуются доработки, отечественные системы не могут выделять столько ресурсов на изучение потребительских нужд сколько выделяли, например, зарубежные системы бронирования. Удобство пользователя – это то, над чем российским компаниям еще нужно работать. Шаги в этом направлении уже предпринимаются, улучшения производятся. Тут нужно понимать, что тому же Букингу, чтобы стать тем Букингом, к которому мы привыкли, потребовалось более десяти лет, миллионы долларов и усилия тысяч специалистов. Ждать от локальных систем бронирования, чтобы они стали «Букингом» за год – по меньшей мере утопично.
Можете дать советы по бронированию жилья?
Прежде всего, читайте отзывы гостей. Тут есть тонкость, нужно обращать внимание не только на наличие отрицательных отзывов, но и на обилие положительных. Если они все написаны в хвалебном стиле, и ни одного критического замечания, это тоже должно вас насторожить. Все гости разные, и наличие среди хвалебных отзывов 1–2 негативных, как правило, и показывает, что отзывы реальные. Также нужно обратить внимание на фото и на описание услуг, чтобы понять формат размещения.
На большинстве сайтов оставить отзыв может только гость, чье бронирование было подтверждено отелем. Однако, на Яндекс, например, оставить отзыв может любой желающий. Поэтому лучше оценивать отзывы в разных системах бронирования.
Как не нарваться на мошенников?
Обращать внимание на ценовую политику. Если красивый объект с красочными фото и отличными отзывами предлагает цену на 40- 50% ниже рыночной – это должно насторожить. Хотя системы бронирования сейчас предпринимают самые серьезные шаги по борьбе с мошенниками, лучше обезопасить себя и критически сравнить понравившийся отель с рынком. Также, если вы забронировали отель на сайте с определенными условиями по оплате, а отельер выходит к вам с просьбой оплатить заранее, перевести деньги на карту – следует проявить осторожность. Свяжитесь с сайтом, где вы бронировали номер, и уточните, правомерны ли действия отельера.
Материал подготовлен Марией Шипиловой.