Православная религия воспрещает нам осуждать других людей. Но что же плохого может быть в том, что мы осуждаем кого-либо за безнравственность или греховные, недостойные, подлые поступки? Разве греховность не заслуживает порицания? Почему церковные законы с такой настойчивостью призывают нас избегать осуждения в каком бы то ни было виде?
Многие традиционные религии не видят в осуждении или даже наказании за тот или иной проступок ничего зазорного.
К примеру, в древности, праведные иудеи на смерть забивали камнями тех, кто был уличён в измене своему супругу или супруге. То же касается и мусульманских стран – там, где действует шариат, грешников не просто строго наказывают, но могут даже подвергнуть смертной казни.
С какой-то стороны, это даже логично: преступников необходимо наказывать, и каждый грешник заслуживает справедливого возмездия. Однако Евангелие учит нас совсем другому.
Спаситель на собственном примере доказал, что нам необходимо быть человечными и милостивыми. Таким образом, любой поступок, совершённый Христом – это некий эталон, к которому должен стремиться каждый верующий человек, живущий согласно воле Божьей.
Что же говорится в Евангельских текстах о том, как Спаситель относился к порочным и грешным людям? Лишь одно: Христос никогда не осуждал их, а отношение его было пронизано искренней любовью и жалостью.
Именно так Спаситель отнёсся к женщине, замеченной в прелюбодеянии, и к людям, не пожелавшим предоставить Ему еду и крышу над головой, и даже к Иуде, предавшем Его и обрекшем Христа на ужасную, мучительную погибель.
Кроме того, заметьте: первым человеком, вошедшим в Рай, был преступник и убийца, раскаявшийся в собственных прегрешениях и распятый за них.
Но даже по-настоящему верующие люди иногда не могут воздержаться от осуждения или поучений. Им сложно бывает лишний раз промолчать и удержаться от непрошенного «полезного совета». Однако же люди, излишне настойчиво рекомендующие что-то своим близким, как правило, считают себя выше и умнее их.
Они уверены, что их советы всегда важны и уместны. При этом такие советчики могут быть как преклонного, так и юного возраста.
Так, к примеру, одна девушка, окончившая четвёртый курс медицинского университета, стала принимать излишне активное участие в жизни собственной семьи. Она стала без конца поучать собственную сестру, родившую ребёнка – ни дня не обходилось без советов о том, как именно и чем лечить малыша. Как же иначе – ей ведь виднее, какой препарат лучше дать.
Кроме того, не обходилось и без многочисленных советов о «правильном кормлении» и о том, когда малышу уже можно будет садиться. Словом, девушка доказала всем окружающим, что лекции по педиатрии были отлично ею усвоены.
Вот только раздавая советы, девушка совсем не учитывала, что каждый ребёнок развивается по-своему: один малыш самостоятельно ползает в полгода, а другой – только к восьмимесячному возрасту. Также и с лекарствами – у каждого препарата разная переносимость.
У детей может возникать аллергия, и тогда лекарства должны назначаться исключительно лечащим врачом. Но всё это не останавливало молодую студентку – она с удовольствием поучала свою сестру, подчёркивая при этом, что знает гораздо больше, чем она.
Сестрой дело не ограничилась – девушка постоянно стремилась поучать и собственную маму. Её очень раздражало то, что женщина часто принимала антибиотики, когда болела. Девушка была убеждена, что грипп следует лечить совсем другими препаратами. Мама же привыкла действовать «наверняка» в те моменты, когда начинала чувствовать себя совсем плохо.
К сожалению, эта девушка, стремясь дать всем и каждому «ценный совет» не понимала, что только поучает окружающих, но не оказывает им при этом реальную помощь. Ей самой, прежде всего, очень нравилось чувствовать себя умнее и мудрее всех остальных.
Ещё одним ярким примером подобных «учителей» были фарисеи. Они были очень горды, и к грешникам относились исключительно с отвращением и брезгливостью. Фарисеи всегда старались следовать установленным правилам и внимательно следили за тем, чтобы им следовали и все остальные.
В конце концов, свод этих правил стал для них важнее всего прочего – в том числе, доброты, совестливости и чести.
К примеру, фарисеи осуждали Спасителя за его отношение к грешникам. Их возмущало то, что он принимает с ними пищу за одним столом. Ведь если Христос – Сын Господний, Он должен понимать, насколько это падшие, порочные люди.
Кроме того, фарисеи внимательно следили и за последователями Христа, не раз обвиняя их в том, что многие из них принимают пищу, не умыв перед этим рук или же в том, что они нарушают субботу. Сам Бог не раз укорял фарисеев за подобное поведение.
Поучать и осуждать кого-то очень просто. Очень любят делать это люди гордые и эгоистичные – таким образом, они ещё больше возвышаются в собственных глазах. При этом их абсолютно не волнует, что их слова могут кого-то унизить или обидеть – собственная бесцеремонность кажется им необходимой участливостью.
Такие люди уверены – без их умных советов окружающие не разберутся в собственной жизни.
Однако же каждый из нас должен учиться чему-то сам. Мы располагаем для этого бесчисленным количеством возможностей, нужно только захотеть стать лучше и работать над этим.
По мнению Преподобного Амвросия Оптинского,
«учить кого-то – это как кидать мелкие камни, стоя на колокольне, а исполнять – это как крупные валуны на колокольню поднимать».
А преподобный Иоанн Лествичник не раз упоминал о том, как важно не только не поучать, но и избегать осуждения в адрес других людей:
«...Если Вы увидите человека, совершающего грех на смертном одре, не спешите осуждать его – Суд, вершимый Господом, нам неизвестен. Некоторые люди, совершившие тяжкие грехи, совершали при этом и большие добродетели, вдали от чужих глаз. Те же, кто осмеивал их, впали в заблуждение – гоняясь за дымом, они не узрели солнца».
Мы живём в мире, наполненном грехами, пороком и злом. Потому-то и можем всю жизнь «гоняться за дымом» чужих прегрешений, но разве для этого жизнь была дарована нам Господом?
Также читайте: