Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Нытик Васька Тяпкин

Если почитать его письма, то получается, что Васька Тяпкин ныл постоянно:

«…Бунтовщик, ссорщик, ненавистник всякого доброго человека, пьяница и прочих тем подобных всяких злых поступков исполнен… Старинной некакой чорт из пределов водных и, паки реку, совершенный кумирослужитель и дьявольский поп, а не Божий…», ругался он на отряженного с ним в дальний путь священника, после того, как тот ушел в астрал, то есть, в запой.

Или вот еще прекрасное:

«…Дивной некакой поганин тот посол, и пьяница безобразной и непросыпной. Я в надежду государские соседственные дружбы учинил ему честь пристойную… велел его встретить подъячим и приставу и братолюбие его поздравить. А после того сам я ево посетил, однако ж яко обычай пьяному безумству, равного мне благодарения и учтивости взаемно не показал…».

Это Васька пересекся с персидским послом, а тот, к немалому удивлению Тяпкина, нализался зелена вина.

И, конечно, он регулярно ныл начальству о том, что денег нет, конь хороший всего один, да и того больше нету, а одежда износилась:

"… И чем в Краков поднятца занять не добуду без закладу, а заложить потому ж отнюдь нечего. Одна была ферезеишка соболья под золотом, та и доднесь в Варшаве у мещанина пропадает в закладе, занеж выкупить нечем.

Ныне по неволе не поеду на коронацыю из Львова, ежели занять денег на подъем не добуду… Лошадь лутшая одна и была, на чем волочился на двор к королевскому величеству и ко панству… ныне пала. Теперво выбресть не на чем в люди, в таком знаменитом государстве будучи…"

И так у него постоянно. Чуть ли не во всех письмах и докладах, найденных в архиве и выложенных в телеграм-канале «Нытье Васьки Тяпкина» историком Н. Домрачевым.

-2

А кто это такой Васька Тяпкин? Знаете?!

О, это был замечательный персонаж! У нас как-то так получилось, что более менее хорошо все знают «птенцов гнезда Петрова». А Васька Тяпкин жил раньше. Он, если угодно «рыцарь плаща, кинжала и гусиного пера Алексея Михайловича». И, вообще говоря, нытиком был только в письмах. На самом деле перед вами знатный хитрюга и ловкий малый. Других, знаете ли, в послы не снаряжают. Да еще и в настолько уникальные.

Потому что полковник Василий Михайлович Тяпкин стал первым постоянным послом и резидентом России в Речи Посполитой. Именно во время этой службы и появилось эпистолярное наследие Васьки Тяпкина, как он подписывался в сообщениях своему начальству в Посольском приказе.

Тяпкин далеко не сразу пошел по посольской стезе. Вообще, ростовский сын боярский Василий Михайлов сын Тяпкин, начинал с военной службы. Причем в основном в полках нового строя, что позволяет предположить, что богатством его семья не страдала. Ведь в рейтары поступали, потому что там дорогое снаряжение шло из государевой казны. А так как собраться на войну во все времена стоило недешево, это оказывалось важным моментом для небогатого сына боярского.

-3

Дальше началась долгая война с Речью Посполитой, в ходе которой Василий плавно, тихо, постепенно рос в чинах. Причем порой получалось так, что он в своем очередном полку нового строя, оказывался единственным русским офицером, все остальные - иноземцы. А потом, в один прекрасный день полуполковник Тяпкин оказался начальником караула при польских послах. И тут толкового офицера заметил Ордин-Нащокин. Так офицер переквалифицировался в дипломаты, послы и резиденты.

Сначала он несколько раз ездил в непродолжительные, но важные посольства в Варшаву и Константинополь. Но в 1673 году 43-летнего Тяпкина пожаловали стольником и отправили к полякам постоянным послом. Писать те самые письма, которые я цитировал вначале (шутка). На самом деле, он там, конечно, куда более важными делами занимался: государство Российское представлял и за его интересами следил.

Самое интересное в его дипломатической карьере случилось в 1680 году, когда Тяпкину пришел приказ отправляться в Бахчисарай на переговоры с турками и татарами. Чигиринские осады закончились полным разрушением крепости, но на большее сил не хватало ни у одних, ни у других. Задачу заключения почетного мира взвалили на Тяпкина, как он не пытался отвертеться от этой чести:

"Умилосердися, государь, Господа ради заступи отечески и донести великому государю нашему его царскому величеству, что мне помянутых ради трудностей и напрасные погибели на тот съезд ехать отнюдь невозможно, и наипаки прошу с горьким плачем милосердия о свободе отсюду ради самого увечья и тяжких скорбей моих. Лутше меня вели, государь, казнить смертью на Москве, нежели отдать в поганские руки. "

Но начальство на Москве прикрикнуло на Тяпкина, мол, что это ты там себе позволяешь, ехай давай!

-4

Делать нечего, поехал. Да не просто поехал, а во главе русского посольства.

И в общем-то добился почти всего, чего могло на тот момент хотеть по итогам войны Русское государство. Потому что, если уж честно - Чигирин после последней осады русские потеряли. Ромодановский хоть и отошел на левый берег Днепра в полном порядке, но деблокировать крепость не смог, а без Чигирина говорить о Правобережье на переговорах было бессмысленно. Поэтому Тяпкин, которому во время переговоров и кандалами, и земляной ямой погрозить успели, в общем-то, добился неплохого результата: Османская империя и Крымское ханство признали, что левый берег Днепра - за русскими.

Поэтому, когда стольник Тяпкин вернулся в Москву после переговоров, его пожаловали новым чином - думного дворянина. Для сына боярского из Ростова - очень даже неплохая карьера. И в армии полковником стал, и на посольском поприще до думного дворянина дослужился.

Видно нытье Васьки Тяпкина в письмах на самом деле сильнодействующим средством для успешной карьеры оказалось.