Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. И сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать.
Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше.
Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами.
Когда нужна помощь специалиста?
Если кратко: всегда.
Причины задержки развития речи:
* Расстройство экспрессивной речи. Когда малыш не произносит слов, не строит диалог.
* Проблемы с восприятием речи.
* Трудности с артикуляцией. Ребенку сложно произносить слова.
* Афазия при условии, что поставлен диагноз «аутизм». Обычно бывает так: у малолетнего с речью было всё неплохо, но потом он утратил способность произносить слова и понимать их смысл.
* Умственная отсталость. У ребенка такой уровень развития, когда плохая речь или её отсутствие – это лишь одно из проявлений проблемы. Многое зависит от степени отсталости. Если она легкая, то малыш способен строить простые предложения.
* Глухота. Распространенная проблема. Детский мозг не может обучиться речи, потому что не слышит её. А сам он сгенерировать «образы слов» не умеет, нужен пример.
На наличие проблемы указывают несколько факторов:
* Малыш не может сформулировать ответ на вопрос взрослого. Он понимает, что спросили, но не отвечает словами. Нужно учитывать возраст малолетнего. Ребенок, которому только исполнилось 2 года, и при нормальном развитии не даст развернутого ответа. Максимум – это «да» или «нет».
* Накопление активного и пассивного словарей идет медленными темпами. Отсутствует звуковое подражание взрослым.
* Сложности с построением даже очень коротких фраз. Ребенок не может соединить три слова в одно предложение.
* В словах, которые произносит, малыш переставляет слоги или замещает одни на другие.
* Ребенок не может не только построить предложение самостоятельно, но и повторить что-то сказанное за взрослым.
* При произношении отдельных звуков у малыша происходит подергивание мышц лица, глаз и так далее.
* Речь ребенка остается однообразной. Он часто произносит одно и то же.
* Малыш не понимает, о чем идет речь в сказках, потешках, стишках.
* Мальчику или девочке трудно собирать простые пазлы, кубики, матрешек и тому подобное.
Особенно следует насторожиться, если малыш:
* не обращает внимания на речь родителей;
* не смотрит в глаза;
* повторяет однообразные движения.
Это сложная тема для каждого родителя, но терять время в такой ситуации нельзя.
В нашей клинике работают профессионалы, способные помочь в решении проблемы и сопровождать вас на всех этапах.
Большой Дровяной пер., д.4 стр.1 (метро Таганская)