Найти тему

Селения Шорданской волости на географических картах (продолжение, часть 2)

Карта Чебоксарского уезда 1793 г.
Карта Чебоксарского уезда 1793 г.

В 1793-1804 годах проводилось генеральное межевание Казанской губернии Чебоксарского уезда. По её итогам составлена карта и экономическое примечание, в которой приводится описание Шерданской волости:

«села Никольского, Яндашево тож 144 дворов, 429 муж. и 480 жен. с деревнями;

Изеевой (с выселками из 3-х деревень) 31 дв., 389 муж. и 394 жен.;

Тохтарево (с выселками из 2-х деревень) 33 дв., 244 муж. и 291 жен.;

Яндовой (с выселками из 3-х деревень) 20 дв., 100 муж. и 119 жен.;

Аккузовой (с выселками из 5-и деревень) 32 дв., 289 муж. и 278 жен.;

Четаковой (с выселками из 7-и деревень) 21 дв., 453 муж. и 428 жен.;

Князьтеняковой (с выселками из 2-х деревень) 32 дв., 160 муж. и 154 жен.

Владения из чуваш новокрещенных крестьян.

с. Никольскоерасположено на ровном месте в онном церковь каменная во имя Николая Чудотворца. Деревни Изеева по обе стороны оврага безымянного и двух его отвершков выселки первой речки Среднего Кувшина на правой стороне и отвершка безымянного на левых сторонах, второй при той же речке Кувшине на правой же стороне, третий при речке Среднем Кувшине на левой стороне. Тохтарево на ровном месте, а частью по обе стороны отвершка безымянного выселки из онной первый оврага безымянного на правой стороне, второй на горе, а безымянного отвершка на левой стороне Яндовой по обе стороны оврага Плехина выселки из онной первый по обе стороны оврага безымянного и его отвершка, второй оврага безымянного на левой стороне, третий при вершине оврага безымянного на левой стороне. Аккузово по обе стороны безымянного отвершка выселки первый речки Кувшина на левой стороне, второй речки Косняра на левой стороне и при безымянной отвершки, третий и четвертый речки Косняра на левой стороне, пятый речки Коснара на правой стороне, шестой речки Мамадей на правой стороне Четакова речки Кувшина что по обе стороны выселки: первый речки Кувшинка на правой и при речки Сунара на левых сторонах, второй при вершине безымянного отвершка на левой стороне, третий речки Мамадей на правой стороне и при устье речки Косняра, четвертый речки Коснара на правой стороне, пятый речки Мамадей на правой стороне, шестой речки Сунара между двух безымянных отвершков на левых сторонах, седьмой при безымянном отвершке частью по обе стороны онного. Князтеняково на ровном месте близ оврага Петухова на правой стороне выселки из онной первый оврага Петухова на правой стороне, второй речки Коснара на левой стороне.

дачею простирается по берегам реки Волга, затон Козина речек двух Кувшинок на правой стороне, реки Цивиля и речек Среднего Кувшина и Косняра на левых сторонах да по обе стороны Мамадея и двух Косняров оврагов Петухова Плехина речки Кувшина Реки Цивиля двух безымянных озёр и девяти безымянных оврагов, да по обе стороны большой столбовой дороги, лежащей из города Чебоксар в г. Казань. Те речки и реки против онной дачи в самое жаркое летнее время в мелких местах глубиною бывает: река Волга 3 сажени, шириною по 5 и 600 сажень, в онной рыба описана при литера А и судовом ходе дно имеется с песком, берега крутые и каменистые, вышиною от 6 до 10 сажень. Затон Козин глубиною и шириною… в нём рыба: сомы, щука, лещи, судаки, окуни, плотва, головни и пескари. Река Цивиль глубиною одна сажень, шириною 10 саженей, в онной рыба: щука, окуни, ерши, плотва. Речки Мамадей и два Косняра глубиною в две четверти, шириною в два аршина. Кувшин глубиною в поларшина, шириною в две сажени, на речке Кувшине восемь оброчных мельниц, мучных, каждая об одном поставе, которая действие имеют в летнее и осеннее время, состоящие в ведомстве Казанской казённой палаты, отдаваемые в четырёхлетнее содержание разным людям, грунт имеет чернозём с песком. Хлеб лучше родится рожь и пшеница, и полба, а протчие семена также, сенокосные покосы средственны. Лес растёт строевой, в отрубе от 5 до 6 вершков, вышиною от 6 до 7 сажень дровяной берёзовый, осиновый, вязовой и таловой, который для корабельного строения и поташа способен. В нём звери: волки, лисицы, зайцы, горностаи. Птицы: орлы, ястреба, тетерева, куропатки, рябчики, при водах дикие гуси, утки, журавли, цапли, бекасы, дупельшнепы и кулики. Крестьяне промысел имеют хлебопашеством и скотоводством, зажитком средственны. Женщины сверх полевой работы упражняются в домашних рукоделиях, прядут посконь, лен и овечью шерсть. Ткут холсты и сукна для своего употребления, а частью и на продажу».

Карта Чебоксарского уезда 1793 года имеется в интернете в свободном доступе, в хорошем разрешении. При внимательном рассмотрении можно заметить, что и на карте, и в тексте допущены серьёзные ошибки. Так, например, в д. Изеево было 5 выселков. Но в описании и на карте указаны только 3: 1) Юраково, 2) Аркасы, 3) Липово. А д. Ельниково вообще не нанесена, выселок д. Ольдеево-Изеево отмечен как Изеево. Указаны выселки из д. Яндовой (на карте Ендова): № 1 Чедино, № 2 Тенекасы, № 3 Кодеркасы, первые два являются околотками д. Яндашево, Кодеркасы – вообще д. Тохтарово. Остальные деревни и выселки не буду комментировать. Кому интересно, можете самостоятельно сравнить. Мало конкретных названий оврагов, хотя каждый из них имел своё наименование. Составители карты особенно не «напрягались», легче написать «безымянный», чем выяснять исинное название. Каждый овраг, возвышенность, низменность, поле, луг, роща, лес, поляна имели своё название. Так легче же ориентироваться на местности, искать корову, овцу, уток, гусей. Вот только отдельные овраги в окрестностях д. Анаткасы: Шӗшкӗ ҫырми, Мишка ҫырми, Кивҫурт ҫырми, Юртти ҫырми, Çăл ҫырми, Тавра ҫул ҫырми, Оранар ҫырми, Часанай ҫырми. В окрестностях д. Юраково: Мулкач ҫырми, Вучах-ан, Сарчăман, Услăх пуҫĕ, Качă-мăчă ҫырми, Кирпичзавод ҫырми. Обратите внимание, как изменилась местность за 230 лет!

Где же находились речки Кувшинка, Средний Кувшин? Ныне всем известная «Кукшум». Данные сведения не позволяют сделать соответствующие выводы, явно допущены неточности в географических терминах. В 1793 г. речку именовали «Большой Кувшин», в 1859 году – «Малый Кувшин». Гидроним «кувшин» переводиться на чувашский язык как «кǎкшǎм», а водное растение «кувшинка» - «кǎкшǎм курǎкĕ». Свои истоки речка берёт с одноимённого озера «Кувшинка», которое находится на территории Чебоксарского ботанического сада. Ниже по течению имеется приток «Малая Кувшинка», которое берёт начало с территории современного Новоюжного района г. Чебоксар. В те годы в озере была чистейшая пресная вода, росли кувшинки. Чувашское название речки сохраняется до сих пор. Составитель известного «Словаря чувашского языка» Н.И. Ашмарин считает, что «есть вероятность того, что эта река получила название по имени чуваша-язычника Кукшум (Кǎкшǎм)». Да, возможно, было и такое имя. Наши предки называли своих детей именами сил природы, природных объектов. Следует отметить, что географический термин «Кувшин», «Кувшинка» часто использовался в нашей местности, за Волгой.

Позднее на картах появляется Большой Кувшин. Многие деревни, находящиеся на р. Кукшум, ныне уже не существуют: Кочаково, Петино, Анаткасы, Тоскинеево.

Речка Мамадей назывался ручей, который ныне протекает рядом с д. Сирмапоси, у д. Б. Чигирь она сливается с р. Коснар, впадает в р. Кукшум у д. Томакасы.

Старшее поколение знает, что в районе д. Толиково есть ручей (на карте 1793 г. Кувшин, ныне – Шалмас), который впадает в Кукшум. Мы его называли «Çĕнĕ Кăкшăм», часто ходили туда ловить мелкую рыбу. А наша речка в районе д. Юраково в середине 70-х годов была сильно загрязнена, в ней водились только лягушки. В 19-ом веке через этот ручей проходила дорога из Чебоксар в Цивильск. Наши предки её называли «Хурăнлă ҫул» или «Мăн ҫул», так как вдоль дороги росли берёзы. Ранее были названия: «Кĕтерне патша ҫулĕ» - Екатериновский тракт, «Растан ҫулĕ» - вели арестованных каторжников в Сибирь, при их ходьбе раздавался громкий шум, стучали кандалы об дорожные камни. Она пролегала южнее д. Яндова, выходила к берегу Кукшума, далее следовала параллельно руслу реки. В районе д. Томакасы поворачивала на юг и направлялась в село Акулево. В те годы жители деревень исполняли так называемую «дорожную повинность»: занимались ремонтом, обслуживанием закреплённого участка дороги, зимой чистили снег, высаживали деревья. Дорога была разделена на участки и старосты несли ответственность за её состояние. О специализированных дорожных службах и не мечтали… В районе современных дач через р. Шалмас был установлен мост, который называли «Эрнекун кĕпере». В этом районе по пятницам устраивали базар. Моста уже нет, автомобили пересекают ручей вброд. Но ещё можно увидеть отдельные дубовые сваи этого моста.

Про эту дорогу я слышал легенду, что якобы, в районе д. Яндова был установлен чёрный столб, что являлось сигналом для путешественников: «внимание, впереди могут быть разбойники!». В этих местах происходили нападения на обозы, одинокие кареты и телеги, у пассажиров отнимали ценности. Преступники поджидали своих жертв под мостом, а скрывались в дремучем лесу, часть которого сохранилась и поныне в районе д. Мошкасы – «Кăрмар вăрманĕ».

Вблизи реки Волга и в нижнем течении Цивиля отмечены 6 участков казенных заповедных дубовых рощ, указаны их площади. Лес растёт строевой дубовый в отрубе от 6 до 7 вершков (26-30 см), вышиною от 7 до 8 саженей (15-17 м), оной употребляется для корабельного строения. Эти рощи строго охранялись, запрещалось в них даже входить. Позднее разрешили косить траву. Древесину вывозили в Петербург, сплавляли в Казань, в Астрахань для строительства военных судов.

Для наших предков, чувашей, лес, роща, дерево, являлись одухотворением божества. Природа давала пищу: ягоды, грибы, орехи, мёд; материал для строительства домов, надворных построек, для топки печей, а также для изготовления различных предметов домашнего обихода. Чуваши с глубоким уважением относились к природе. В каждой деревне имелась Киреметь – место для поклонения и совершения культовых обрядов богам. Такие места были вблизи материнских селений. Имелись священные рощи, где категорически запрещалось производить вырубку деревьев, собирать валежник, косить траву, бить зверя. Даже после принятие христианства в середине 18-го века, вплоть до середины 20-го века, жители нашей местности продолжали поклонятся своим богам. А после образования новых выселков, Киремети строили вблизи селений. Так, например, возле д. Ельниково-Изеево, был овраг «Ҫене Киреметь», рядом с большим «Магнитом», на ул. Строителей. Возле д. Б. Чигирь, рядом с Екатериновским трактом, был такой же овраг. Жители д. Юраково считали святым пригорок у оврага, где ныне растут сосны возле пивзавода, а также «Вучах-ан», в сторону д. Липово, где футбольное поле. В д. Аркасы на возвышенности, отм. 89,9 – «Киремет тăвă».

-2

Сергей Иртебеев