Этот термин родился у меня на одной из групповых супервизий в Ассоциации русскоязычных коучей. Была очень яркая демо-сессия одного из коллег. Коуч был раза в два больше, чем клиентка-коллега. И коуча было так много — и не только по сравнительной массе тела, — что к концу сессии коуч нависал над ней, а девушка сидела, полностью откинувшись на спинку стула.
Я в какой-то момент сессии вообще перестал слушать вопросы коуча, так как на контрасте ответы девушки было слышно плохо. Чем громче говорил коуч, тем тише говорила клиентка. Я наблюдал только за пантомимой. И это было очень показательно. Причем коуч продемонстрировал практически все компетенции и получил весьма благожелательную обратную связь от коллег.
Я тогда сказал впервые про профессиональное смирение, и несколько коллег живо откликнулись. Но коллега, проводивший коуч-сессию, не принял эту обратную связь вообще. Ведущий сгладил углы, и мы завершили мероприятие. Однако перед уходом ко мне подошла клиентка и наедине сказала: «Да, смирения точно не было… и коуч-позиции тоже».
Автор: Андрей Королихин — эксперт кафедры «Технологии командного менеджмента», коуч высших руководителей, учредитель Русской школы коучинга и Ассоциации русскоязычных коучей.
Еще один пример
Телефонная сессия 30 минут. В запросе клиент говорит, что сейчас едет выступать на бизнес-форум. И ему совсем не хочется это делать. Коуч не уточняет, есть ли у клиента страх публичного выступления, а задает единственный вопрос: «Какие выгоды ты получишь, если выступишь?».
Клиент говорит 23 минуты без остановки. Коуч дает сигнал, что до конца сессии осталось 5 минут и спрашивает клиента, готов ли он подвести итоги. Итогом было то, что клиент выступать будет — и не только сегодня, а вообще, где только возможно и невозможно. Коуч благодарит и прощается.
Это было 13 лет назад, и клиентом был я. У меня после выступлений на корпоративные аудитории по 300-500 человек был сильный страх публичных выступлений. Что сделал коуч? Казалось бы, ничего… Но с тех пор у меня страха нет.
А вот именитый и, соответственно, очень дорогой тренер по публичным выступлениям с психологическим образованием, консультировавший меня индивидуально еще в корпорации, дал мне исчерпывающий объем данных по матчасти, но меня продолжало колотить при каждом выступлении. Хотя коллеги говорили, что это незаметно, и выступаю я раз от раза все лучше и лучше.
Профессиональное смирение коуча — это его рабочее состояние
Именно это состояние смирения я наблюдал в демо-сессиях Майлза Дауни, сэра Джона Уитмора, Тимоти Голви, Джозефа О’Коннора и некоторых российских коллег. Это можно назвать известными терминами: расслабленная концентрация, поток и пр. По сути — это полная готовность последовать за клиентом, постоянно отслеживая изменения его и своего состояния. У меня бывает такое состояние, когда я работаю без контекста. Я называю это состоянием пустоты. Ощущение, что меня просто нет, и клиент разговаривает сам с собой.
Методологические особенности термина «профессиональное смирение коуча» и самого состояния этого смирения еще предстоит описать. И это очень интересная и вызывающая задача для меня лично.
Клиент в коучинге работает потому, что коуч создал атмосферу и дал пространство клиенту. Не квотированные 80% эфира, а все 100%. И задает клиенту только те вопросы, которые клиент сам себе никогда не задаст. Или смиренно молчит. Дорого. Ему за это и платят. За создание пространства для развития клиента.