В комментариях к предыдущей статье появилось мнение, что с технической стороны проект окололунного туризма аферой не является.
Может я погорячился? В конце концов, корпус космического аппарата при надлежащем хранении может пролежать очень долго. А поставить в него современные системы жизнеобеспечения, управления и создания комфорта для туристов не так уж и сложно.
Давайте представим себя инвестором, который шляется по международным выставкам в поисках интересных для него стартапов. И тут опа! Космический туризм, красивые презентации, почти настоящие космические аппараты, выручка за облёт Луны 450 миллионов долларов. Вкладываемся!
Это если инвестор дурак, но такие в инвесторах долго не задерживаются, деньги быстро кончаются. Тот, который умный или своих подчинённых напряжёт, или на стороне кого на предмет экспертизы так ли всё радужно, как обещает потенциальный получатель инвестиций.
Дальше эксперты начинают считать. Что запуск Протоном обойдётся в 50 миллионов, подготовка туристов ещё столько-же, минус накладные расходы, отбивка начальных затрат, ещё по мелочи и приходят к выводу, что с запуска трёх любителей острых ощущений к Луне можно будет снять миллионов 100 - 150 и на этом рисуют вполне сносную доходность по проекту с окупаемостью лет в десять.
На самом деле картина не столь благостная. Дальше только на основе презентаций с сайта Эскалибур-Алмаза.
Для облёта Луны должна использоваться конфигурация на картинке выше. Масса того, что на этой картинке изображено порядка 25 тонн. И всё это надо сначала разогнать с 7,9 км/с до 11,2, а в конце полёта оттормозить обратно.
Итого, изменения скорости в сумме дают примерно 6600 м/с. Это в пределе. На самом деле до второй космической разгоняться не обязательно, но скорость полёта по самой экономной эллиптической орбите к луне такова, что туда тащиться две недели, а разница в скоростях между летим три дня и летим две недели не очень велика.
Ну ладно, 6600 с учётом небольшого запаса на неожиданности. Возимого на борту Алмаза топлива для этого скорее всего не хватит.
А сколько надо топлива двадцатипятитонному кораблю для такого изменения скорости? А всего ничего, примерно 284 тонны. Это с учётом того, что баки и двигатели для него потянут на 29 тонн.
Ну ладно, двигатели очень многоразовые и их каждый раз с Земли поднимать не надо. А топливо как ни крути, в каких-то баках возить надо. То есть, для каждого туристического полёта вокруг Луны надо поднять с земли лишних 310, если не больше, тонн. А это полтора десятка Протонов. По пол сотни миллионов (если Роскосмос цену запуска не задерёт) за каждый. Итого 750 миллионов долларов.
Мне одному кажется, что это немного больше, чем 450? Плюс сложность орбитальной сборки этого конструктора. Плюс улетающие в космос расходы на разработку и испытания.
Ну что, будем считать, что технических причин считать проект аферой всё ещё нет?
P.S. В одну из презентаций зачем-то поместили слайд с вот такой фотографией:
Интересно, зачем?