Весь комплекс Новодевичьего монастыря для меня – место силы. Туда очень часто прихожу. Гуляю, подпитываюсь.
Это очень красивое место в Москве. И важное. Потому что там похоронены те, кого будут вспоминать всегда. Чехов и Булгаков, Гоголь и Шукшин, Станиславский и Шаляпин. Всех не перечислить.
А когда часто ходишь, то замечаешь всякие мелкие изменения. Я об этом уже неоднократно писала.
Например, кто-то постарался и на некоторые могилы поместил портрет кумира в аккуратной рамочке. Некоторые фото со стихами. Вот кто это сделал? Интересен и подбор кумиров. В основном – актёры и режиссёры.
Или на прошлой неделе я была поражена. Обнесены лесами могилы Гоголя и Станиславского. Чего-то копают и уже надгробия свалили. Зачем? Вроде у них все в порядке было.
Или я чего не знаю?
Бедный Гоголь! Опять его тревожат.
Но сегодня вот о чем хочу рассказать. О порядке и, простите, о поддержании чистоты в этом важном для нас месте.
Конечно, там всегда хорошо убрано. Зимой дорожки прокладывают в снегу, осенью кленовые листья сметают. Но если присмотреться….
Могила Маршака и Марины Ладыниной утопают в траве. Даже у божественной Галины Улановой непорядок. Я, грешным делом, все время говорю, что приду с граблями и приберусь. Так и продолжала говорить, если бы не мои последние встречи на Новодевичьем.
Вот всегда с удовольствием отмечала, какой порядок у могилы знаменитого оперного певца Сергея Лемешева. И думала о верности его фанаток. На прошлой неделе я увидела женщину в годах, которая там убиралась и поливала цветы.
Набралась храбрости и подошла знакомиться. Мы долго разговаривали. Хотя сначала мои вопросы вызвали у неё неприязнь. Но потом она оттаяла, поверила, что я с благоговением помню Лемешева.
Оказалось, что много лет назад (Лемешев, к слову, уже ушёл) она увлеклась этой личностью и, зная о его сумасшедших по верности фанатках, решила с ними познакомиться. Когда-то, после похорон Лемешева, они ходили на могилу каждый день в течение года. И каждую субботу сидели все вместе рядом, меняли цветы и убирались. Вдова Лемешева ходила до самой своей смерти два раза в неделю, а они – каждый день!
Но фанатки старели, сейчас их осталось шесть человек с возрастом в районе 90 лет. И они передали «дело жизни» вот этой женщине. Теперь она «держит порядок» на могиле, утопающей в цветах.
И вроде все хорошо, но опять нехорошо.
Во-первых, стареет и она и очень сокрушается по этому поводу. Во-вторых, ее все время служители гоняют с кладбища и не разрешают наводить чистоту.
Я была поражена. Почему? Потому что у неё нет родственного права на могилу и официально убирает там частная городская фирма. Ну, как они убирают, видно по тем же могилам Улановой или «заросшего» орешником Валерия Брюсова.
Зато они имеют полное право меня с моими граблями выкинуть от Маршака.
Ну, с одной стороны, правильно. Ну, а если не осталось родственников-наследников?
Я ей сказала, что зато как всегда блестят могилы Гурченко и Хворостовского. Ни соринки, ни сухого цветочка. А она мне объяснила, что у них сильнейшие фан-клубы и они отвоевали право держать все в порядке на месте упокоения кумира.
Во как.
Крайне интересная женщина. Очень много знает про историю нашей оперы и Большого театра.
Мы совсем было собрались уходить с Новодевичьего кладбища, но вдруг увидели Николая Цискаридзе с двумя охапками роз.
Пусть простит меня Николай Максимович. Все мое неуемное любопытство. Но страшно интересно было, кому эти цветы предназначены.
Хотя и так ясно кому. Он сам неоднократно говорил об этом.
Николай Цискаридзе сразу подошёл к Улановой. И, как мне кажется, был не очень доволен из-за выросшей травы на могиле.
Подошёл к Никулину, Ростроповичу и Вишневской, Образцовой. Конечно, к Семёновой и Фадеечеву. Мы не так уж «след в след» ходили.
И в конце пошёл в службу кладбища. Надеюсь, что немножко поругаться по поводу порядка. Тут я не уверена, но, зная его принципиальную хозяйственность, надеюсь.
Вот такие мои заметочки «о главном». Порядок и уход! Нигде не помешает.
Еще популярное из проекта "Лица Новодевичьего":