Мы побывали в музее истории Волгоградского района гидросооружений и судоходства, который находится в городе Волжский Волгоградской области прямо рядом с гидроузлом на Волге, то есть рядом со шлюзами.
Нам, взрослым, порой тяжело признаваться, что мы чего-то не понимаем, и мы часто делаем вид, что понимаем, даже если это не так, или мы искренне верим в то, что понимаем, хотя на деле выходит, что ничегошеньки мы и не знаем или знаем, но неправильно. Извините за многословное отступление, но на самом деле многим непонятно, в каком таком музее мы были.
В народе этот музей зовëтся просто "музей на шлюзах", но многие думают, что он связан с Волжской гидроэлектростанций. Но это не так, гидроузел предназначен для поддержания уровня воды в Волгоградском водохранилище, обеспечения пропуска судов и обводнения реки Ахтуба, так как после строительства гидроузла Ахтуба перестала питаться водами Волги. Электроэнергию на гидроузле тоже получают, но исключительно для собственных нужд.
Волгоградский район гидросоружений и судоходства является филиалом "Волго-Дона". А Волго–Дон – это учреждение, которое обслуживает более 2000 км водных путей России. Пути эти находятся в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и республике Адыгея, и на этом водном пути построено множество гидротехнических сооружений. Основным участком является Волго-Донской судоходный канал, он наиболее сложный, наиболее известный в России, поэтому в его именем учреждение и названо.
Всего Волго-Дон обслуживает 132 гидротехнических сооружения, из которых 96 расположено в Волго-Донском судоходном канале. Каналов в России много, и шлюзов много. Волго-Дон обслуживает не только судоходные каналы, но и 22 судоходных шлюза, а также насосные станции, земляные плотины, дамбы и много чего ещё.
Администрация Волго-Дона создала музей, посвящëнный гидросооружениям, и вот тот музей, что в народе зовëтся "на шлюзах", является одним из его филиалов, который открылся 9 лет назад (в 2014 году).
В двух других музеях мы тоже побывали, об этом на канале есть статья, ссылку в конце прикреплю. Те другие музеи рассказывают преимущественно о Волго-Донском судоходном канале и расположены рядом с ним (один в начале канала у первого шлюза, второй в конце – у последнего 13 шлюза, а музей "на шлюзах", который находится возле 30 и 31 шлюзов в Волжском, посвящëн преимущественно именно этим шлюзам.
Создатель, руководитель и единственный работник этого музея – Анна Владиславовна Кукса. Мы в музей на шлюзах хотели попасть ещё в прошлом году, когда в мае ездили в Волгоград. Но я слишком поздно узнала об этом музее, позвонила туда за 3 дня до отъезда, но Анна Владиславовна сказала, что, к сожалению, не успеет оформить нам пропуск на территорию предприятия. Предприятие является режимным объектом, и так просто туда зайти нельзя.
Поэтому, наученная таким опытом, в этом году я позвонила Анне более чем за месяц до нашего прибытия в Волгоград, отправила ей на электронную почту паспортные данные и данные свидетельств о рождении членов своей семьи. Нам оформили пропуска, и по прибытии встретили у проходной и провели в здание музея.
Музей гидроузла в подаренной мне брошюре именуется демонстрационным участком Волгоградского района гидросооружений и судоходства.
Волгоградский район гидросооружений находится в городе Волжском, близко к Волгограду – поэтому "Волгоградский". А ещё есть Волжский район гидросооружений, он находится в Волгограде, а "Волжский", потому что рядом с Волгой – в месте, где начинается Волго-Донской канал.
Здание музея на шлюзах оформлено под кораблик. Территория предприятия напоминает уютный советский санаторий, где много зелени, клумб, в воздухе витает аромат хвои и цветов. Фотографировать на территории, увы, нельзя, поверьте на слово – там очень красиво, все цветы работники предприятия выращивают сами.
Шлюзов в нашей стране большое количество. Плывя в Волгоград по Волго-Донскому каналу, мы прошли 18 шлюзов, из них 13 непосредственно в Волго-Донском канале. А приехав в музей на шлюзах мы узнали, что два шлюза, которые здесь находятся, имеют номера 30 и 31 (отсчëт оказывается ведëтся от Москвы), и они являются самыми большими в системе Волго-Дона, к тому же они двухкамерные и параллельные, чего мы не встречали в нашем круизе.
Их размер примерно 300 на 30 метров, чтобы вы понимали, в шлюз Волго-Донского канала наш теплоход "Сергей Кучкин" буквально протискивался впритык к стенам, и мне казалось порой, что теплоход вовсе не поместится в шлюз. Размер нашего теплохода примерно 135 на 17 метров. В 30-й и 31-й шлюз одновременно могут зайти по два таких теплохода в каждый из шлюзов.
Шлюзы здесь поднимают судно выше, чем в Волго-Донском канале, то есть в Волго-Доне наш теплоход, заходя в шлюз, поднимался вверх на 6-9 метров и далее шёл по каналу, здесь же как бы два шлюза идут один за другим. То есть теплоход сначала в одной камере шлюза поднимается или опускается до определëнного уровня, потом сразу переходит во вторую камеру шлюза и там продолжает подниматься или опускаться, так как за один раз преодолеть такую высоту сложно. А высота здесь впечатляющая – в каждой камере судно поднимается на высоту до 16 метров, это зависит от уровня воды в Волге. Максимально корабль, пройдя двухкамерный шлюз может подняться (или опуститься) на 27 метров! Теперь нам просто необходимо пойти в такой круиз, чтобы пройти через эти шлюзы и увидеть, как всё происходит.
Ещё важные различия прохождения этих шлюзов и шлюзов в Волго-Донском канале заключаются в том, что в Волго-Донском канале суда не швартовались, а просто плотненько заходили в шлюз и поднимались (или опускались) на воде, а вода подавалась насосом. В 30 и 31 шлюзы вода идëт самотëком, и происходит это очень быстро, всего за несколько минут, а не 15, как в Волго-Донском канале. Поэтому суда вынуждены швартоваться, чтобы их не мотало по большому шлюзу.
Представьте только – за мéньшее время судно поднимается на бóльшую высоту! Невероятно! Не перестаю восхищаться людьми, придумавшими шлюзы.
Между двух шлюзов расположилась собственная мини гидроэлектростанция для выработки электроэнергии для нужд гидроузла. Нам рассказали, что это маленькая станция делает электричество с избытком и лишнюю энергию передаëт стране.
Фонд музея постоянно пополняется. И теперь уже всё не помещается в небольшом здании-кораблике, и часть экспонатов располагается в двух комнатах другого здания.
Андрюша наш, как водится на лекциях, заснул, но в момент перехода из одного здания в другое, где экспонаты можно трогать, проснулся и пришёл в совершённый восторг, побежал всё трогать.
Больше всего его привлëк пульт управления шлюзом. Пульт настоящий, раньше он был установлен на 9 шлюзе Волго-Донского канала.
Анна Владиславовна сказала, что пульт рабочий, открыть/закрыть им, конечно, уже ничего нельзя, но всякие лампочки при нажимании кнопок и передвижении рычагов, загораются. А ещё она сказала, что как-то можно позвонить на установленные здесь же телефоны, но как это сделать, она не знает, но у детей на экскурсиях обычно получается.
Услышав такое, мои старшие дети (11 и 10 лет) тут же принялись всё нажимать, поворачивать, крутить, передвигать. Но телефоны молчали. Макс приуныл, Лиля стала злиться.
Но тут подошëл почти четырëхлетний Андрюша, что-то сделал, и телефон зазвонил! Все, включая взрослых, пришли в восторг, дети стали переговариваться по двум телефонам (там действительно заработала связь).
Потом был очень смешной для меня и показательный эпизод: дети не знали, как отключить дисковый телефон для завершения беседы. "Здесь нет кнопки для отключения." – Недоумевали они. Потом дочь посмотрела на телефон, задумалась, что-то припоминая, и как заорëт брату: "Положь трубку!" Так что даже комедии дают информацию о быте прошлого, очень любит моя Лилиана фильм "Иван Васильевич меняет профессию".
Попытки снова позвонить старшим детям не удались, но Андрюша опять умудрился это сделать, но никто так и не понял, как у него это получилось.
Конечно же в музее мы увидели приборы, использовавшиеся на гидросооружениях, вещи строителей, фотографии, документы и прочее, что может кому-то показаться скучным, но нам показалось интересным. Роль в этом сыграло и то, что мы пошли в музей уже со знанием дела, пройдя через шлюзы, увидев Волго-Донской канал изнутри, и то, что Анна Владиславовна была заинтересованным экскурсоводом, а не человеком, дежурно тарабанящим заученный текст.
От одного из документов в музее Макс пришëл в восторг. Очень радовался, что заметил то, чего не увидели все остальные, даже когда он нам показал этот документ. Вот уж действительно нестандартно мыслит Макс и отличается внимательностью к деталям.
Ниже на фото то, что так обрадовало Макса, а потом и Лилю, когда он объяснил ей, куда надо смотреть.
Экскурсия в музей на шлюзах для группы до 8 человек стоила на момент нашего посещения 1600 рублей.