Найти в Дзене
Мама в спорте

Мы сходили в два музея истории Волго-Донского канала

Мы побывали в двух казалось бы одинаковых музеях, посвящëнных одному и тому же объекту – Волго-Донскому судоходному каналу. 

Карповское водохранилище. Вдали виднеется 13 шлюз.
Карповское водохранилище. Вдали виднеется 13 шлюз.

Один музей находится в посёлке Пятиморск на берегу Карповского водохранилища у 13-го шлюза Волго-Донского судоходного канала (ВДСК). Другой музей – в Волгограде у первого шлюза ВДСК. 

Первый шлюз ВДСК.
Первый шлюз ВДСК.

В музее в Пятиморске мы были на групповой экскурсии, организованной нашей круизной компанией, когда проплывали по Волго-Донскому каналу на теплоходе.

Мы на пристани "Ильëвка" на фоне нашего теплохода.
Мы на пристани "Ильëвка" на фоне нашего теплохода.

Причал в посёлке Пятиморск называется "Ильёвка", из-за этого я даже сначала думала, что мы попали в какой-то третий музей, так как про музеи в Пятиморске и Волгограде я знала, а про музей в Ильёвке – нет.

Музей в Пятиморске.
Музей в Пятиморске.

После посещения музея, всё стало на свои места.

Камень возле музея ВДСК в Пятиморске.
Камень возле музея ВДСК в Пятиморске.

Посёлок Пятиморск был основан как посёлок эксплуатационников Карповского гидроузла Волго-Донского канала.

-6

Инфраструктура для канала (новые дороги в степи, посёлки, где будут жить строители канала) готовилась ещё до начала строительства канала. В том месте, где находится Пятиморск, ранее было казачье поселение Ильёвка, его перенесли из-за строительства, а название пристани так и осталось – Ильëвка. 

Организованно идëм в музей в Пятиморске.
Организованно идëм в музей в Пятиморске.

В музее в Пятиморске туристов сначала разместили в маленьком зальчике с рядами стульев и телевизором, но фильм о Волго-Донском канале не показали, а просто рассказали общую информацию о строительстве Волго-Донского канала (о фильме знаю по отзывам других людей, бывавших в этом музее). 

В музее в Пятиморске.
В музее в Пятиморске.

В музей у первого шлюза просто так с улицы не попасть, нужно предварительно записываться. В прошлом году, когда мы в мае на 10 дней приезжали в Волгоград, я позвонила слишком поздно, и нас уже не смогли принять. В этом году я записалась за месяц. Стоимость билетов просто смешная, я не то что про льготы не спрашивала, мне сверху хотелось накинуть, ведь с нас взяли всего по 50 рублей за взрослого и 25 рублей за ребёнка. И это с экскурсией и просмотром фильма! Фильм интересный, и в нём хорошо показан принцип работы шлюза. Мы хоть и прошли во время своего круиза 18 шлюзов, всё равно с удовольствием посмотрели фильм, многое стало лучше представляться и пониматься, особенно детям.

В музее в Пятиморске.
В музее в Пятиморске.

В обоих музеях рассказывается о событиях предшествующих строительству канала, сопутствующих строительству и происходящих в период его эксплуатации. 

Макс во всех музеях находит деньги)
Макс во всех музеях находит деньги)

В обоих музеях можно увидеть уникальные фотографии периода строительства, предметы быта тех, кто строил канал, документы. Также представлено некоторое оборудование, использовавшееся на канале.

В музее в Пятиморске.
В музее в Пятиморске.

Экспонаты в двух музеях практически не повторяются.

Люстра, когда-то висевшая где-то в здании канала, забыла, где именно, но история появления люстры в музее показалась интереснее. Её хотели выбросить, потому что разбился один плафон, а новый нельзя было купить, не выпускались такие больше. Так директор музея умудрилась найти такой плафон б/у – в каком-то московском театре были точно такие же люстры, и они тоже разбивались, вот то, что уцелело, продали.
Люстра, когда-то висевшая где-то в здании канала, забыла, где именно, но история появления люстры в музее показалась интереснее. Её хотели выбросить, потому что разбился один плафон, а новый нельзя было купить, не выпускались такие больше. Так директор музея умудрилась найти такой плафон б/у – в каком-то московском театре были точно такие же люстры, и они тоже разбивались, вот то, что уцелело, продали.

В обоих музеях есть макеты объектов канала (шлюзы, маяки) и самого Волго-Донского канала.

Макет маяка в музее Пятиморска.
Макет маяка в музее Пятиморска.
Маяк у первого шлюза.
Маяк у первого шлюза.

Мне больше понравился макет канала, который находится в музее у первого шлюза, мне он показался более понятным. 

Макет ВДСК в музее в Пятиморске у 13 шлюза.
Макет ВДСК в музее в Пятиморске у 13 шлюза.

В музее Пятиморска экскурсия была массовой, и экскурсовод часто отвлекалась на вопросы туристов, и порой эти разговоры уходили далеко от истории канала. А вот в музее у первого шлюза экскурсия была индивидуальная, исключительно для нашей семьи. Нам обстоятельно всё рассказали и показали.

Музей ВДСК в Волгограде у первого шлюза.
Музей ВДСК в Волгограде у первого шлюза.

Казалось бы, что во втором музее, после посещения первого, мы должны были услышать всё то же самое. Но, посетив именно два музея, у нас сложилось более полное представление о Волго-Донском канале.

Мы в музее ВДСК у пераого шлюза в Волгограде.
Мы в музее ВДСК у пераого шлюза в Волгограде.

Для моей мамы лучшим был музей у первого шлюза, так как ей там в порядке исключения разрешили потрогать многие экспонаты. Постоянные читатели знают, что моя мама не видит, её глаза – это руки. Справедливости ради стоит сказать, что в Пятиморске мы и не акцентировали внимание на особенностях одной из туристок. Слишком уж многолюдно было, в толпе сложно пробиваться к экспонатам.

Мой средний ребёнок – Макс.
Мой средний ребёнок – Макс.

Ну а для меня минусом стало то, что в волгоградском музее нам запретили фотографировать, и у нас малость перепуталась информация – нет возможности пересмотреть, где и что мы видели. Надо полагать, что если у меня нет фото, значит это было в музее у первого шлюза.

Нам разрешили сфотографироваться лишь в одном месте, где позволили детям надеть форменные фуражки.

В музее у первого шлюза, кажется, больше экспонатов, в виде диорамы очень хорошо проиллюстрирован процесс переволоки кораблей в ту пору, когда не было пути из Волги в Дон и корабли перетаскивали из одной реки в другую по суше, где-то по брëвнам, где-то на колëса ставили, использовали в качестве тягловой силы и быков, и людей. Был сделан акцент на том, насколько был важен такой транспортный путь.

А в Пятиморске нам рассказали о судьбах отдельных строителей канала, а их было больше миллиона человек: и это не только заключëнные, но и военные, и военнопленные немцы, и вольнонаëмные. В музее у 13 шлюза, мне показалось, был акцент на важность обслуживания канала и рек, особенно Дона, который питает Волго-Донской канал. За руслами рек нужно следить не меньше, чем за искусственными сооружениями, реки заиливаются, мелеют и могут погибнуть.

Вода в канале – донская, и она не течëт туда самотëком, а накачивается насосами. Уровень канала неодинаковый. Корабли сначала по ступеням шлюзов поднимаются вверх, а потом спускаются по "ступеням" в Волгу.

Кстати, нам посчастливилось увидеть настоящий пульт управления шлюзом и понажимать всякие кнопки на нём и подвигать рычажки. Правда об этом будет уже в другой статье, так как пульт, списанный с 9 шлюза Волго-Донского канала находится в музее волгоградского района гидросооружений и судоходства в городе Волжский Волгоградской области (в народе – музей на шлюзах), там мы узнали что такое двухкамерные шлюзы и чем они отличаются от шлюзов Волго-Донского канала.