Мы побывали в двух казалось бы одинаковых музеях, посвящëнных одному и тому же объекту – Волго-Донскому судоходному каналу.
Один музей находится в посёлке Пятиморск на берегу Карповского водохранилища у 13-го шлюза Волго-Донского судоходного канала (ВДСК). Другой музей – в Волгограде у первого шлюза ВДСК.
В музее в Пятиморске мы были на групповой экскурсии, организованной нашей круизной компанией, когда проплывали по Волго-Донскому каналу на теплоходе.
Причал в посёлке Пятиморск называется "Ильёвка", из-за этого я даже сначала думала, что мы попали в какой-то третий музей, так как про музеи в Пятиморске и Волгограде я знала, а про музей в Ильёвке – нет.
После посещения музея, всё стало на свои места.
Посёлок Пятиморск был основан как посёлок эксплуатационников Карповского гидроузла Волго-Донского канала.
Инфраструктура для канала (новые дороги в степи, посёлки, где будут жить строители канала) готовилась ещё до начала строительства канала. В том месте, где находится Пятиморск, ранее было казачье поселение Ильёвка, его перенесли из-за строительства, а название пристани так и осталось – Ильëвка.
В музее в Пятиморске туристов сначала разместили в маленьком зальчике с рядами стульев и телевизором, но фильм о Волго-Донском канале не показали, а просто рассказали общую информацию о строительстве Волго-Донского канала (о фильме знаю по отзывам других людей, бывавших в этом музее).
В музей у первого шлюза просто так с улицы не попасть, нужно предварительно записываться. В прошлом году, когда мы в мае на 10 дней приезжали в Волгоград, я позвонила слишком поздно, и нас уже не смогли принять. В этом году я записалась за месяц. Стоимость билетов просто смешная, я не то что про льготы не спрашивала, мне сверху хотелось накинуть, ведь с нас взяли всего по 50 рублей за взрослого и 25 рублей за ребёнка. И это с экскурсией и просмотром фильма! Фильм интересный, и в нём хорошо показан принцип работы шлюза. Мы хоть и прошли во время своего круиза 18 шлюзов, всё равно с удовольствием посмотрели фильм, многое стало лучше представляться и пониматься, особенно детям.
В обоих музеях рассказывается о событиях предшествующих строительству канала, сопутствующих строительству и происходящих в период его эксплуатации.
В обоих музеях можно увидеть уникальные фотографии периода строительства, предметы быта тех, кто строил канал, документы. Также представлено некоторое оборудование, использовавшееся на канале.
Экспонаты в двух музеях практически не повторяются.
В обоих музеях есть макеты объектов канала (шлюзы, маяки) и самого Волго-Донского канала.
Мне больше понравился макет канала, который находится в музее у первого шлюза, мне он показался более понятным.
В музее Пятиморска экскурсия была массовой, и экскурсовод часто отвлекалась на вопросы туристов, и порой эти разговоры уходили далеко от истории канала. А вот в музее у первого шлюза экскурсия была индивидуальная, исключительно для нашей семьи. Нам обстоятельно всё рассказали и показали.
Казалось бы, что во втором музее, после посещения первого, мы должны были услышать всё то же самое. Но, посетив именно два музея, у нас сложилось более полное представление о Волго-Донском канале.
Для моей мамы лучшим был музей у первого шлюза, так как ей там в порядке исключения разрешили потрогать многие экспонаты. Постоянные читатели знают, что моя мама не видит, её глаза – это руки. Справедливости ради стоит сказать, что в Пятиморске мы и не акцентировали внимание на особенностях одной из туристок. Слишком уж многолюдно было, в толпе сложно пробиваться к экспонатам.
Ну а для меня минусом стало то, что в волгоградском музее нам запретили фотографировать, и у нас малость перепуталась информация – нет возможности пересмотреть, где и что мы видели. Надо полагать, что если у меня нет фото, значит это было в музее у первого шлюза.
Нам разрешили сфотографироваться лишь в одном месте, где позволили детям надеть форменные фуражки.
В музее у первого шлюза, кажется, больше экспонатов, в виде диорамы очень хорошо проиллюстрирован процесс переволоки кораблей в ту пору, когда не было пути из Волги в Дон и корабли перетаскивали из одной реки в другую по суше, где-то по брëвнам, где-то на колëса ставили, использовали в качестве тягловой силы и быков, и людей. Был сделан акцент на том, насколько был важен такой транспортный путь.
А в Пятиморске нам рассказали о судьбах отдельных строителей канала, а их было больше миллиона человек: и это не только заключëнные, но и военные, и военнопленные немцы, и вольнонаëмные. В музее у 13 шлюза, мне показалось, был акцент на важность обслуживания канала и рек, особенно Дона, который питает Волго-Донской канал. За руслами рек нужно следить не меньше, чем за искусственными сооружениями, реки заиливаются, мелеют и могут погибнуть.
Вода в канале – донская, и она не течëт туда самотëком, а накачивается насосами. Уровень канала неодинаковый. Корабли сначала по ступеням шлюзов поднимаются вверх, а потом спускаются по "ступеням" в Волгу.
Кстати, нам посчастливилось увидеть настоящий пульт управления шлюзом и понажимать всякие кнопки на нём и подвигать рычажки. Правда об этом будет уже в другой статье, так как пульт, списанный с 9 шлюза Волго-Донского канала находится в музее волгоградского района гидросооружений и судоходства в городе Волжский Волгоградской области (в народе – музей на шлюзах), там мы узнали что такое двухкамерные шлюзы и чем они отличаются от шлюзов Волго-Донского канала.