Недавно наблюдала такую картину. Мальчишки лет 10-11 гуляли на улице. Естественно, бесились и шумели – как без этого?! Несколько женщин в этот момент тоже были во дворе, сидели на лавочке.
Шум стал их раздражать, сделали детям не просто замечание, а начали ругать за беготню и крики. Одна из женщин, не молодая уже, даже схватила телефон, чтобы сфотографировать озорников и показать фото родителям, чтобы наказали тех за непослушание.
Вскоре как раз проходила бабушка одного из мальчишек, и ей выговорили за него. Женщина подозвала внука и, не разбираясь, шлепнула его ниже спины. Ребенок обиделся:
- Ты чего? Я ведь ничего не делал!
- На тебя жалуются, и мне этого достаточно.
Они ушли, а одна из завсегдатаев лавочки задумчиво сказала:
- Ну вот, из-за нас ребенку влетело ни за что ни про что.
- Будет уроком! – сердито отозвалась вторая женщина.
К сожалению, люди старшего поколения, воспитанные в духе «А что скажут люди?», не всегда готовы выслушать контраргументы «виновника» инцидента. Наказание у них обычно не заставляет себя ждать. Хорошо, если позже, разобравшись, удосуживаются извиниться перед ребенком.
Как часто и в школе многие сразу принимают позицию учителя, который жалуется на ученика. А на поверку оказывается, что ребенок не всегда виноват, просто учитель не знает деталей произошедшего. Или, что еще хуже, методы воспитания использует явно не те.
В этой связи мне вспоминается история одной знакомой. Та одна растила дочь. Девочка была талантливой (будущий художник), знала себе цену и, как все подростки, отличалась своенравностью и ранимостью.
Класса до девятого особых проблем с учебой не было. Потом появились прогулы, не всегда сделанные уроки, компании. Мама, как могла, старалась не утратить контакт с дочкой, не оттолкнуть ее от себя. Она лучше, чем кто-либо, знала, что ребенок вполне адекватный, а то, что происходит, надо просто пережить.
Учителям пережить было непросто. Оно и понятно, подростков много, войти в положение каждого нет ни времени, ни возможности. Не нашли ничего лучшего, кроме, как регулярно жаловаться матери на ученицу. Та сначала слушала, потом, не выдержав, стала интересоваться, а чем они могут помочь вместо жалоб и обвинений.
Отсылали к школьному психологу, и на этом помощь заканчивалась. А затем мать и дочку вызвали в школу на разбор полетов. В классном кабинете собрались директор, завуч, классный руководитель и парочка учителей, у которых были конфликты с девочкой.
Школьница сидела перед всеми и, краснея, выслушивала упреки в свой адрес. Мать, которая была напротив, на стороне обвиняющих, вдруг представила себя в ее положении и ужаснулась – одна против всех.
Не обращая внимания на недоуменные взгляды педагогов, взяла свой стул и пересела к дочери. Положила руку ей на плечо, почувствовав, как та напряжена, и вдруг увидела, что глаза девочки увлажнились. Она не заплакала, сдержалась, но во взгляде, обращенном к матери, было столько невысказанного, что у той самой защемило сердце.
Поток обвинений и упреков неожиданно быстро иссяк. Мать хотела выйти вслед за дочерью, но ее попросили задержаться.
- Вы понимаете, что поступили непедагогично? – спросила у нее директор.
- А вы считаете, что происходившее имело отношение к педагогике? – парировала в ответ. – Шесть тетенек, вместе со мной, единым фронтом против ребенка – это, по-вашему, нормальный воспитательный прием?..
Ей пытались возражать и что-то доказывали, но она, извинившись, вышла. Дочь ждала в холле. Дома состоялся серьезный разговор, и с того дня девочку словно подменили. Школу окончила без проблем, университет тоже. Сейчас работает и на работе ее ценят.
...Бывший муж признал, сказав через несколько лет при встрече:
- Хорошая из тебя получилась мать.
Кивнула согласно головой – дочерью довольна. А та в порыве откровения, уже будучи замужем, как-то призналась:
- Ты не представляешь, как я тебе благодарна за то, что ты тогда в классе села рядом со мной! Я сразу поняла, что не одна. И я, не поверишь, уже в тот момент изменилась, не могла тебя подвести.
Мама, притянув к себе взрослую свою девочку, легонько щелкнула ее по носу. Как маленькую. И сказала:
- Если не мама, кто еще защитит?! Свой – за своего, помни это. А разборки потом, с глазу на глаз.
Вы согласны?
СПАСИБО ЗА ЛАЙКИ И КОММЕНТАРИИ.
9