Найти тему
Жизнь советского человека

Его вертолёт подбили над Кабулом и был шанс выжить. Но он предпочёл спасти мирных афганцев

Ваня Пиянзин родился в 1941 году в селе Старое Наземкино. Рос в обычной крестьянской семье, но с раннего детства бредил небом. Увидев над головой крылатую машину, провожал ее долгим взглядом. Учился с большим старанием. После окончания Старозахаркинской средней школы стал курсантом Сызранского авиационного училища.

Мечта сбылась, из него получился классный пилот, мастер вертолетного спорта. Год служил в ГДР, после - на Дальнем Востоке, в Уссурийске и Белогорске. За этот период Иван Федорович стал настоящим универсалом. Освоил все возможные типы вертолетов, занимал все должности - от рядового пилота до командира эскадрильи. Перевели в Киевский военный округ.

Аэропорт Кабула
Аэропорт Кабула

В 1985 году подполковнику Пиянзину предложили повышение. Но он отказался от высокой должности. Подал рапорт на перевод в Афганистан. Начальство, жена отговаривали офицера, ведь он уже был немолод по военным меркам, имел проблемы со здоровьем. Но Иван Федорович твердо решил - будет учить молодых пилотов справляться с трудной работой в гористой местности.

Так он оказался в Кабуле, на должности замкомандира вертолетного полка. Те, кто служил тогда в 50 отдельном смешанном авиационном полку, хорошо помнят этого офицера. Требовательный к себе и к подчинённым, он методично выполнял поставленную перед ним задачу. С присущей ему настойчивостью обучал молодых ребят летному мастерству. Это было непросто - ему и самому приходилось срочно приспосабливаться к новым условиям.

Сначала советские машины господствовали в воздухе, но потом душманы научились их сбивать. 430 боевых вылетов было на счету подполковника Пиянзина. Этот огромный опыт позволял ему ориентироваться в чужом небе, как птице. Он учил молодых летать на малой высоте, там, где их не могли достать вражеские ПЗРК. Практиковал ночные полеты, умел садить машину на крошечных "пятачках" в горах.

Афганистан, Ми-8, эвакуация / Пиянзин Иван Фёдорович
Афганистан, Ми-8, эвакуация / Пиянзин Иван Фёдорович

Сослуживец аса, капитан Алексей Лиходинский вспоминал, как они эвакуировали раненых. Это было в горном массиве Суруби. Там наши вертолеты один за другим терпели неудачу. Нужно было посадить машину посреди гористой местности. Не получалось - под прицельным огнем душманов не каждый пилот мог отыскать безопасную площадку. Израсходовав топливо, машины отправлялись на базу. И лишь Пиянзин каким-то чудом увернулся от обстрела, нащупал "пятачок" и буквально завис на скале.

Казалось, вот-вот наступит неминуемый конец. Однако все обошлось. Риск был оправданным. Благодаря точному расчету, хладнокровию Пиянзина они спасли много раненых ребят. Боекомплект тогда пришлось оставить на земле. Это противоречило уставу, но подполковник умел правильно расставлять приоритеты.

Через три дня он погиб в небе над ночным Кабулом, уводил горящую машину от жилой пятиэтажки. Это был обычный, рутинный разведывательный полет, не предвещавший особой нагрузки. Но Иван Федорович, как и всегда, тщательно проверил готовность машины к работе. Все было в норме. Когда пилоты уже возвращались на базу, их вертолет подбили душманы. Удар "стингера" пришелся в фюзеляж, машина мгновенно загорелась. Пиянзин ещё успел отдать команду "Прыгай!" второму пилоту, старшему лейтенанту Васильеву.

Кабул, те времена
Кабул, те времена

Тот получил тяжёлое увечье, долго лежал в госпитале, но выжил. А подполковник до конца оставался в горящей машине, и смог увести ее в безлюдное место. Ведь на этот раз они вылетели с полным боекомплектом, а внизу были мирные жители. Героя наградили орденом Красного Знамени, орденом За службу Родине в ВС СССР III степени.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.