Про наступательные операции наших войск севернее Сталинграда в сентябре и октябре 1942 года я много упоминал. Но сейчас решил сделать их подробное описание, поскольку оного до сих пор не существует. Возможно, потом это будет целая глава для книги, которую хочу написать, но никак не сесть. Пока же сделаю несколько статей.
Давайте начнём с предыстории.
23-го августа 1942 года 14-й танковый корпус Вермахта делает стремительный рывок с плацдарма на Дону и за один день выходит к берегу Волги севернее Сталинграда.
В тот же день приказом командующего фронтом создана в районе Самофаловки ударная группу под командованием заместителя командующего Сталинградским фронтом генерал-майора К.А.Коваленко, задача которой была ликвидировать прорыв.
Командование спешно перебрасывает в район Сталинграда все имеющиеся резервы — стрелковые дивизии, танковые корпуса и бригады. Однако все действия наших войск успехом не увенчались. Разгромить три немецкие дивизии не удалось, к Сталинграду подтягивались другие войска противника.
Становится понятно, что полумерами немцев не разгромить, надо предпринимать более серьёзную операцию. На Сталинградский фронт прибывают Василевский, Жуков и Маленков.
Перед Сталинградским фронтом ставится задача — фланговым ударом в направлении Большая Россошка, Карповка, разгромить противника, блокировавшего Сталинград, выйти на линию озеро Песчанное, Илларионовский, Платоновский, Новый путь, Верхне-Царицынский.
Размах наступления впечатляет. Указанные населённые пункты так глубоко в немецком тылу, что их даже не найти на оперативных картах фронтов.
Уже по поставленной задаче видно, что наши войска собирались немцев полностью окружить. Потом будут говорить, что целью было лишь отвлечь немецкие войска от наступления на Сталинград. И это толкование данной операции появилось отнюдь не после войны, а в сентябре 1942 года, когда стало понятно, что поставленных задач выполнить не удалось и надо как-то подсластить неудачу.
Но мы забегаем вперёд, вернёмся к планам.
Для будущего наступления постарались собрать как можно больше сил.
В район севернее Сталинграда была переброшена с плацдарма на Дону управление 1-й гвардейской армии с частью сил.
Армия генерала Москаленко и создавалась для того, чтобы ударить наступающим на Сталинград немцам во фланг. Но не успела этого сделать за Доном и теперь собиралась решать туже задачу.
Москаленко передали бо́льшую часть войск, уже находившихся между Доном и Волгой и принимавших участие в предыдущих попытках разгромить немцев. Также передали ещё не задействованный танковый корпус и две свежих стрелковых дивизии.
В район севернее Сталинграда перебрасывались 8-я и 9-я резервные армии, ставшие 66-й и 24-й.
Уже принимавшим участие в боях войска получали пополнение, спешно чинили танки.
Конкретные задачи армиям были такие:
- 4-я танковая армия наступает вдоль Дона до линии озёро Песчаное, Платоновский, её задачи прикрыть фланг наступающих и не дать немцам переправиться через Дон;
- 24-я армия наносит удар в направлении Малая Россошка, Карповка, с выходом на линию Мариновка, Новый путь;
- 1-я гвардейская армия наносит удар на Кузьмичи, Шишлянкин, далее на Питомник, ст. Бассаргино, с выходом на линию Новый путь, Верхне-Царицынский;
- 66-я армия наносит удар своим правым флангом с целью отсечь и разгромить восточную группировку противника. Речь идёт в первую очередь про 14-й танковый корпус.
Вот как это выглядит на картах. Сначала я взял немецкую (она крупнее), чтобы нанести направления ударов..
Но потом мне попалась «Отчётная карта по СталФ (4 ТА, 1 гв., 24 и 66 А) за период с 5.9 по 10.9.1942 г.» (ЦАМО, Фонд: 220, Опись: 220, Дело: 91). Где нанесены разграничительные линии между наступающими армиями. Поскольку видно не очень хорошо, я эти линии дополнительно выделил.
По карте хорошо виден замысел наступления, простой, как всё гениальное.
66-я армия рассекает немецкую группировку, нанося удар по кратчайшему расстоянию до 62-й армии в Сталинграде.
Самая сильная армия — 1-я гвардейская, выполняет основную задачу, окружает всех немцев в Сталинграде.
24-я армия, пока её соседи (66-я и 1-я гвардейская) громят немцев в Сталинграде и окрестностях, выходит на коммуникации всей немецкой группировки у Волги. И может послужить резервом для всех других участков.
Ну а 4-я танковая прикрывает наш правый фланг. Задача у неё важная, поскольку за Доном находится много немецких войск и надо не дать им возможность вмешаться в ход нашего наступления.
На карте всё выглядит хорошо, и вроде даже про «овраги» не забыли. Но есть ещё вопрос важный очень. По срокам наступления.
А со сроками не очень понятно. Указано, что изначально для 1-й гвардейской и 4-й танковой начало было на 2-е, но они не успели сосредоточиться. Хотя в Журнале боевых действий Сталинградского фронта от 2-го сентября указано, что начало наступления запланировано на 5-я сентября. К этому сроку успевали прибывать практически все запланированные для наступления войска.
В том же ЖБД сообщается, что в ночь со 2-го на 3-е Сталин дважды звонил Василевскому, Жукову и Маленкову (уже находившимся в районе Сталинграда) и требовал наступать немедленно.
В результате войска должны были вступать в дело по мере прибытия. А план, который мы только что обсудили, был рассчитан на одновременное наступление всех четырёх армий. Получается, надо перекраивать всё на ходу. А это когда-то давало хороший результат?
Впрочем, давайте пока остановимся на изначальном плане. Его теперь мы знаем хорошо, но надо понять и то, какими силами располагают стороны.
Это будет уже в следующей статье через неделю, так что не пропустите. Лучше всего подписаться на мой канал.
Рекомендую также мою статью:
Как Сталинградская битва спасла Вермахт от ещё большей катастрофы?