Найти в Дзене
china.life

Цзянши (僵尸) - крипипаста Древнего Китая

Оглавление

Давайте на секунду закроем глаза, отвлечёмся от насущных дел и представим себя старым пастухом в Китае времен династии Цин. Вас зовут, к примеру, Ли Байхуа, и вы ведете стадо коров из родной деревни в деревню вашего брата. Дорога петляет среди холмов и уводит Вас далеко-далеко от тепла и безопасности родного жилища. В полдень вы собираете стадо в поле на опушке леса и решаете прикорнуть под ближайшем деревцем часика, эдак, два.

Проснувшись, Вы обнаруживаете, что солнце уже в зените. Пора отправляться в путь, но вот незадача – пара коров отбилась от стада. Крепко выругавшись, вы отправляетесь на поиски. Жизнь одной коровы едва ли не дороже Вашей.

На воссоединение стада уходит пара часов. И вот солнце уже клонится к закату, а до деревни еще несколько часов пути. Вздохнув и стряхнув пот, вы готовите стадо на ночлег и разжигаете костер.

Солнце на небе сменили звезды. Костер ровно потрескивает в ночи. Проходит час, второй, вы клюете носом, но что-то подсказывает Вам, что этой ночью лучше не спать. То ли далекие завывания волков, то ли шелест ветвей деревьев не дает Вам покоя. Но усталость берет свое и Вы засыпаете.

Засыпаете лишь для того, чтобы проснуться от тревожного звука. Он далек и ритмичен. Дзинь-дзинь-дзинь. Вы узнаете этот звук. Еще с детства Ваш дед рассказывал Вам о нем. Дзинь-дзинь-дзинь. Уже ближе. Вы знаете, что должны закрыть глаза, но страх слишком велик. Рубаха вся в поту и липнет холодной мокрой тканью к Вашей спине. ДЗИНЬ-ДЗИНЬ-ДЗИНЬ. Вы не можете оторвать взгляда от темноты.

Но внезапно вы видите его. Точнее не его, а их. Ровный строй мертвецов, двигается прямо к свету. Руки их были простерты вперед, а бледные головы безвольно болтаются из стороны в сторону. Они наряжены в темные балахоны, на лбу их прицеплена письмо с заклятием, а на шее звенит колокольчик. Они передвигаются прыжками. Короткими ритмичными прыжками.

Вы сжимаете четки с буддой и начинаете бормотать молитвы, но они будто бы не работают – мертвецы все так же ритмично прыгают в Вашу сторону. ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ…

Но вдруг они останавливаются, не доходя до границы света.

Ноги Ваши подкашиваются. Вы сжимаете в руках четки так сильно, что уже не чувствуете пальцев, но все равно боитесь пошевелиться. Однако, в памяти всплывают страшные сказки деда, и Вы вспоминаете один прием.

Нужно задержать дыхание.

На это уходят все Ваши силы. Рот и нос зажаты руками. Сильная дрожь бьет все ваше тело.

Мертвецы стоят. Они словно потеряли Вас из виду и не торопятся выходить на свет. Наоборот. Они начинают прыжками обходить костер так, чтобы находиться как можно дальше от света, пока, наконец, не скрываются во тьме. Только размеренный звон колокольчиков слышен утихающим вдали. ДЗИНЬ-ДЗИНЬ-ДЗИНЬ, Дзинь-дзинь-дзинь, дзинь-дзинь-дзинь…

Наконец, когда вокруг не было уже слышно ничего кроме завывания ветра, вы произносите дрожащими губами:

- Цзяньши…

Что за цзянши?

Надеюсь, Вам понравилась страшилка.

Какие самые популярные истории мы слышим, когда оказываемся с друзьями ночью у костра?

Правильно! Страшилки про призраков, вампиров, зомби и всяких маньяков.

Все эти ребята нам хорошо знакомы и про каждого мы можем назвать по два-три фильма, минимум.

Но какие страшные истории люди рассказывают друг другу у костра в Китае? Какие истории передавались из поколения в поколение и заставляли слушателей ежиться от страха и нервно поглядывать по сторонам?

Азия славится богатой всякой жутью мифологией. И сегодня мы поговорим с Вами о Цзянши, 僵尸 (jiāngshī).

Подобно Дракуле, восстающем из своего гроба, Цзянши выпрыгивают из древних глубин китайского фольклора. Выпрыгивают, потому что они так же известны, как прыгающие мертвецы.

Если Вам сложновато это представить, то давайте нарисуем в голове картинку. В классическом виде они предстают в официальных Китайских костюмах династии Цин с приклеенным бумажным талисманом с заклинанием на лбу. По разным версиям эти заклинания то поднимают мертвецов из могил, то наоборот, служат печатью, не дающей злым силам вселяться в тело.

Цзянши от Jean Vervelle с artstation
Цзянши от Jean Vervelle с artstation

Так как это все же трупы, их конечности одеревенели - руки и ноги перестали сгибаться. Фактически они прыгают на прямых ногах с протянутыми вперед руками, как монстр Франкенштейна в черно-белых фильмах. Звучит это весьма комично, но если встретить это чертовщину ночью, будет точно не до смеха.

На шее у Цзянши часто висит колокольчик, который дает всем знать, что Цзянши близко. В фольклоре, так люди перестраховывались на случай воскрешения покойника.

В отличие от кровососущих вампиров запада, Цзянши более разнообразны в своей диете. В каких-то историях они так же питаются кровью, в каких-то плотью, но чаще всего они питаются энергией Ци. То есть они могут высосать жизненную силу человека не оставив на нем и следа. Думаю, в древнем Китае было легко списать случайный инфаркт на визит зловещего Цзянши.

Многие атрибуты прыгающих мертвецов поддаются логическому объяснению. Например, Пу Сунлин в своих «Странных историях из китайской студии» описывает Цзянши облаченными в классические китайские наряды династии Цин, так как такая одежда была свойственна чиновникам, следовательно Цзянши были метафорой на власть, которая высасывает кровь и жизнь из простого народа.

Защититься от них было возможно. В некоторых источниках даже можно найти список вещей, которые боятся Цзянши, вот он, прошу: зеркала, огонь, топор, метла, предметы из персикового дерева, пропитанная черными чернилами или куриной кровью нить, крик петуха, семена ююбы, черные копыта осла, кровь черной собаки, символ багуа, даосские талисманы, Книга Перемен, каменная ручка, колокольчик, уксус, бобы азуки, клейкий рис или рисовые отруби или воздушный змей.

Цзянши из фильма "Мистер Вампир" 1985 года.
Цзянши из фильма "Мистер Вампир" 1985 года.

Разумеется, это был лишь вопрос времени, когда Цзянши доберутся до кинематографа. Сложно сказать, когда именно это произошло, но популярность фильмы с этими мертвецами начали набирать с середины 70-х, а в 80-х началась серия фильмов «Мистер Вампир» произведенных в Гонконге. Вероятно, снять действительно страшное кино с прыгающими вампирами сложновато, в связи с чем большинство фильмов с ними носят приключенческий характер с налетом комедии. Во многих из этих фильмов Цзянши даже практикуют кунг-фу! Так что настоятельно рекомендую ознакомится – «Мистер Вампир» 1985 года, один из самых ярких представителей в жанре. Мы ведь все любим сумасшедшие приключения с фантастическими тварями.

Сцены драк с Цзянши определенно того стоят :)

Однако, оказавшись в древнем Китае, в отличие от оборотней, фей, призраков, чертей и прочих спорных персонажей, Цзянши вы действительно могли бы встретить.

Еще одна история

Ли Син был выходцем из бедной семьи, он много работал, чтобы помочь своей семье занять хорошее положение в обществе. Это привело его к тому, что он был завербован в императорскую армию, чем сделал много чести для своего семейства Ли. Заступив на службу, он сразу же был послан в другую провинцию для борьбы с разбойниками в местных деревнях и к сожалению, был смертельно ранен в первой же битве.

Лежа среди мертвых тел на поле битвы и истекая кровью он мечтал лишь об одном, быть рядом со своей семьей. По странному стечению обстоятельств в том же лесу, на опушке которого и свершилась битва, проживал отшельник-колдун. Он увидал умирающего юношу и услышал его тихие мольбы. Сжалившись над полумертвым солдатом, старик приблизился и завел с ним разговор, из которого он узнал, что тот родом из далекого города в другой провинции и что он хотел бы, чтобы его тело покоилось в родной земле, а душа не металась по чужим землям.

Прежде, чем Ли Син испустил дух, колдун пообещал ему, что тело и душа его вернутся в родные края.

Старик оттащил тело солдата в свою хижину и начал проводить ритуал. Он облачил солдата в новые одежды, повесил на шею колокольчик и прочел заклинание. Труп тотчас поднялся, но не было в нем живого и доброго взгляда того юноши. Это были холодные, бесчувственные глаза Цзянши. Тело успело остыть и руки и ноги его задубели. Чтобы мертвец не набросился на него, колдун приклеил бумажный талисман с заклятием на лоб покойника. Теперь он не был опасен.

Колдун прошептал покойнику на ухо «ступай домой» и покойник неловко, на не сгибающихся ногах попрыгал к выходу из хижины, а затем в лес, звеня колокольчиком при каждом движении.

Когда он добрался до родного дома, он был встречен родными и наконец упокоен с миром на родной земле.

А теперь вернемся к реальности

Так и произошло бы в сказочных приданиях. Но реальность не похожа на сказку, хотя порой их и объединяет много общего.

Вернемся к полю боя, на котором Ли Син испустил свой дух. К сожалению, там не было никаких колдунов, но были даосские священники, собиравшие тела для последующих похорон. В процессе они определяли откуда был солдат родом и иноземцев укладывали отдельно от местных. Тела местных отправлялись на кладбище, но тела иноземцев ждала другая учесть.

Видите ли, возвращение тела в родные края — это не только романтическое пожелание умирающего солдата, это еще и древняя даосская традиция. Даосы верили, что дух человека не будет упокоен, если захоронен в чужой земле. Тела должны быть возвращены на родину. Однако повозки не всегда были очевидным решением проблемы, так как многие китайские поселение находятся в горах, куда не так-то просто доехать на повозке.

Но решение было.

Для этого два даосских священника становились друг за другом, брали длинные бамбуковые палки и клали их себе на плечи. К этим бамбуковым палкам привязывали мертвецов, и делали это довольно причудливым образом. Их руки вытягивались вдоль бамбуковых палок и плотно завязывались так, что тело оставалось болтаться в воздухе. Так в шеренгу могли привязать около пяти-шести мертвецов, буквально стоявших в ряд. Когда священники начинали идти, бамбук, под тяжестью тел, начинал пружинить, отчего складывалось ощущение, что шеренга трупов передвигается прыжками. По даосским поверьям, увидеть мертвеца было плохой приметой, в связи с чем тела транспортировали только ночью и на каждую шеренгу устанавливали колокольчики, чтобы случайные путники, заслышав звон, могли сразу же выбрать другую дорогу.

Самое близкое изображение к вышеописанному
Самое близкое изображение к вышеописанному

Однако и священники могли набрести на случайного путника… Увидеть костер и решить обойти его стороной. Чаще всего они видели, как люди, сидевшие у костра в подобный момент, закрывают глаза и задерживают дыхание, ибо, согласно преданиям, это может уберечь вас от злого духа, но любопытство зачастую пересиливает осторожность, и дрожащий от страха путник может украдкой приоткрыть глаза и взглянуть во тьму за границей света костра и увидеть ровную шеренгу мертвецов с протянутыми руками, ритмично прыгающих мимо. Увидеть… И зажмурить глаза обратно, чтобы не накликать беду.

Таким образом, живя в Древнем Китае, вы действительно могли нарваться на колонну скачущих мертвецов.

Как тебе история, дорогой читатель? Напомнило ли тебе это что-либо из российского фольклора?