Найти в Дзене

Чем опасно копирование документов у популярных сервисов и онлайн-школ?

Оглавление

Я знаю как многие онлайн предприниматели любят копировать документы у крупных и известных брендов: скачивают документы, убирают лишние по их мнению условия, меняют реквизиты и публикуют на сайте, считая, что теперь их бизнес под защитой документов, которые подготовили юристы этих сервисов.

Image be Freepik
Image be Freepik

А что, если я вам скажу, что решения таких сервисов не всегда соответствуют закону?

Я это могу подтвердить многочисленными судебными делами, которые выигрывали клиенты таких сервисов.

В интернете вы сможете найти очень много статей юристов клиентов Skillbox и Geekbrains, которые рассказывают об успешных кейсах, как им получилось по полной вернуть стоимость курсов, получить компенсацию морального вреда, а еще штраф в размере 50% от полученной суммы.

Какие же ошибки в документах привели к тому, что таким гигантам как Skillbox и Geekbrains приходится сталкиваться с проигрышами в делах о возврате?

Я сразу начала с документов, здесь я не буду полностью разбирать документы этих сервисов, там много спорных условий, обращу внимание на самый актуальный: условия о возврате при досрочном отказе от курса.

Общий посыл условий о возврате публичной оферте Geekbrains был примерно такой: чем больше времени прошло в течение месяца со дня открытия доступа к курсу, тем меньше денег возвращается:

  • прошло меньше 3 дней - возвращается полная стоимость
  • прошло от 3 до 14 дней - возвращается 30%
  • прошло от 14 до 30 дней - возвращается 15%
  • прошло больше 30 дней - ничего не возвращается

Цитата одного из решений судов:

Согласно п. 5.1 Приложение N 1 к Договору - сумма возврата определяется следующим образом: А) Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло менее 3 дней, то Исполнитель возмещает 100% стоимости. Б) Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло менее 14 дней, то Исполнитель возмещает 30% стоимости Курса, удерживая остальную сумму в качестве возмещения своих расходов на поддержку Платформы. В) Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло от 14 до 30 дней, то Исполнитель возмещает 15% стоимости Курса, удерживая остальную сумму в качестве возмещения своих расходов на поддержку Платформы. Г) Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло более 30 дней, то Исполнитель возмещает 0% от стоимости Курса, удерживая остальную сумму в качестве возмещения своих расходов на поддержку Платформы.

Вот это процентное соотношение со сроками доступа к материалам очень очень плохая идея, т.к. нарушает законодательство о защите прав потребителей, и это условие просто не будет применяться.

Почему? Потому что публичная оферта должна соответствовать закону, если она нарушает закон, ее условия просто не будут учитывать.

Так и произошло, суды признавали такое условие ничтожным и не ссылались на него.

Неужели у них не было юристов, почему они такое допустили?

Я думаю у них точно неплохие юристы, они знали, что такие условия спорные.

Почему все таки было принято такое решение?

Давайте посмотрим оборот компании Geekbrains за 2022 год:

Данные из Rusprofile https://www.rusprofile.ru/id/10548540
Данные из Rusprofile https://www.rusprofile.ru/id/10548540

Количество исков:

Я исходила из количества исполнительных производств и суммы задолженности, точное число посчитать тяжело:

Данные из checko https://checko.ru/company/gikbreins-1167746654569
Данные из checko https://checko.ru/company/gikbreins-1167746654569

Я понимаю, что скорее всего их было больше, часть долгов оплачена, но все равно по сравнению с размером выручки, задолженность просто мизерная.

Мое мнение, как раз такие условия в документах связаны именно с этим фактом: такие сервисы могут позволить себе включать подобные положения о возврате в публичные оферты, вводя в выгодное заблуждение потенциальных покупателей, которые думают, что если написано в договоре, то это гарантия и не оспоримое условие.

К слову, Geekbrains поменяли условие о возврате в оферте, теперь оно выглядит так

Условия публичной оферты Geekbrains, можно найти тут https://gb.ru/aboutcompany_documents
Условия публичной оферты Geekbrains, можно найти тут https://gb.ru/aboutcompany_documents

И изменения внесли, как мне кажется, после привлечения к административной ответственности Роспотребнадзором (кому интересно дело: № А40-22905/2022)

А теперь вопрос?

Может ли начинающий и средний инфобизнесмен, предприниматель позволить себе возвращать деньги недовольным клиентам, оплачивать штрафы, нести репутационные риски и убытки?

Мне кажется нет, поэтому моя рекомендация, не использовать бездумно документы крупных сервисов, даже если эти сервисы супер классные, у них огромные доходы, лучше потратить 15-30к на подготовку полного пакета документов профессиональным юристом.

Что бывает, когда с документами все плохо вы можете прочитать тут.

А про то как помогают правильные документы защитить свои интересы, вы можете прочитать здесь.

Для связи: telegramWhatsApp