Найти в Дзене

С детьми горе, а без них – вдвое

Эта поговорка дошла до нашего времени из глубины веков.
Ни для кого не секрет, что еще на рубеже XIX – XX столетий крестьянские семьи были очень большие.

Крестьянские дети возле дома. Минусинский округ, конец XIX века (из фонда музея)
Крестьянские дети возле дома. Минусинский округ, конец XIX века (из фонда музея)

Сколько Бог послал, столько и рожали. Но и смертность детская тоже была очень высокой. В конце XIX века в Шушенском не было ни то чтобы больницы, но и фельдшера. Поэтому детей старались уберечь всевозможными способами. Так как наряду с христианством сохранялось множество языческих поверий, в ход шли заговоры, обереги, травяные отвары, советы бабки-повитухи.
Еще на этапе вынашивания ребенка женщина должна была многого остерегаться. Например, нельзя было долго смотреть на воду – дитя будет косоглазым. Ни в коем случае нельзя было наступать на веревку – ребенок родится удушенным пуповиной. Беременной женщине категорически запрещалось смотреть на покойника – сама мать и ее дитя заболеют цингой.
В болезнях ребенка крестьяне винили вездесущую нечисть: лихоманок, полуночниц, полуденниц и разных бесов. Именно они причиняли вред еще неокрепшему чаду. Поэтому основной задачей любой матери было уберечь ребенка от злых сил.
Некрещеного грудничка без присмотра не оставляли даже в родном доме, боялись что его может подменить домовой. Смелее становились только после крестин.
Независимо от того, кто лежал в зыбке, девочка или мальчик, рядом обязательно клали обережные куклы.

Зыбка (люлька). Экспозиция музея-заповедника «Шушенское»
Зыбка (люлька). Экспозиция музея-заповедника «Шушенское»

Все они были безликими, так как через нарисованные неживые глаза в них могло вселиться недоброе. Изготавливались такие куклы руками матери, обязательно с заговором: «Ночная полуночница, денная полуночница, ходи, гуляй, бессонницей страдай, а раба Божия младенца не май, не хватай».
Мощной обережной силой также наделялись погремушки. Своим звоном любая погремушка способна была разогнать всех бесов. С ними же боролись и свистульки в виде петушков. В конце XIX века крестьяне нередко сравнивали петушиный крик с колокольным звоном к заутрене. Ведь петух считался птицей вещей, разгоняющей мрак ночи и разрушающей всякое колдовство.
Очень большой сакральный смысл в былые времена имел текст колыбельной, которую иначе еще называли смертельной баюльной:

«Спи дитя мое мило, будет к осени друго, к именинам третьё, сёдни Ванюшка помрет, завтра похороны, будем Ваню хоронить в большой колокол звонить».

Пожелание смерти ребенку являлось распространенной формой оберега в конце XIX в. Крестьяне говорили:

«Курносая-то к тем прихрамывает, кто шибко ее боится да отгоняется, а кто ее к себе прикликивает, того она обходит».

Если же случалось, что дите заболело от сглаза или оговора, то излечивали его так: вечером брали ребенка и держали его напротив света так, чтобы на стене отражалась его тень. Ножом рассекали эту тень два раза крестом. И так делали на трех стенах подряд. Затем нож выбрасывали на ночь за порог.
До двух-трех лет, пока ребенок находился в зыбке, его крепко пеленали. Делали это не только для того, чтобы чадо не выпало, а прежде всего, для того чтобы обмануть вездесущую нежить. Считалось – ручками, ножками не шевелит, значит его не видно. Да еще и зыбку закрывали ситцевой занавеской, приговаривая:

«Господи Иисусе Христе, сыне Божий, спаси и сохрани младенца Христова».

Так ребенок был надежно спрятан.
Период младенчества, пока ребенок находился в зыбке, был самым уязвимым для него. Задачей ребенка было закрепиться на земле с помощью матери.
Естественно, что взгляды русских крестьян на воспитание детей отличались от современных. Они сформировались на базе знаний, передающихся из поколения в поколение, православного вероучения и древних, еще языческих верований.
У современных людей нет необходимости возврата к давно ушедшим временам, но знать и помнить традиции русского народа просто необходимо. Ведь не случайно до сих пор многие живут большими семьями.
У кого детей много, тот не забыт у Бога!

Марина Пузынина, старший научный сотрудник