Большинство новостей, публикуемых в китайских СМИ в эти дни, связаны с «инцидентом Вагнера». В основном, это пересказ зарубежных новостей, но есть и мнения китайских экспертов. 26 июня эта тема была особо востребована на пресс-конференции в МИД КНР.
Ажиотаж в МИД Китая
Представителя министерства (Мао Нин) засыпали вопросами по теме Вагнера: звонил ли Путин Си Цзиньпину в эти выходные? Не ослабит ли инцидент авторитет Путина и соответственно позиции Китая? Почему заявления МИД Китая и России по китайско-российским консультациям, состоявшимся только что в Пекине, расходятся по содержанию?
Мао Нин искусно уходила от прямых ответов: «Инцидент с группой Вагнер является внутренним делом России. […] Китай поддерживает и верит, что Россия cможет обеспечить национальную стабильность и добиться развития и процветания. У Китая и России тесные и хорошие отношения на всех уровнях». И так далее. В общем отбивалась, как могла.
Откровения китайских экспертов
Эксперты китайского ТВ ведут себя более откровенно. Комментируя телефонные переговоры Путина в эти дни, директор Центра Ближнего Востока Института современных международных отношений КНР Ню Синьчунь в интервью ТВ Шэньчжэня заявил, что недавние звонки президента России в Беларусь, Узбекистан и Казахстан были понятны, т.к. эти страны являются близкими союзниками РФ, а вот Эрдоган позвонил Путину потому, что помнит помощь российского президента, оказанную Эрдогану в дни государственного переворота в Турции в 2016 году.
Эксперты Центра международного культурного обмена Китая разъясняют, что Путин не позвонил Си Цзиньпину, не желая ставить его в неловкое положение необходимостью комментировать внутриполитические события в другом государстве (чувствительная тема для КНР из-за Тайваня).
Первоначальный «тормоз» на Западе с официальной реакцией на события в России китайские эксперты объясняют тем, что западники боялись поддержать Пр-на, вспоминая свой провал с поддержкой Гуайдо в Венесуэле.
Научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии АОН КНР Хан Кэди напоминает, что группа Вагнер давно числится в черных списках Запада за свою активность в Сирии, Ливии, ЦАР, а теперь еще и на У-не, поэтому США и ЕС не могли пойти на поддержку инцидента и были вынуждены занять выжидательную позицию.
Вагнер и ослабление позиций Китая
Комментируя вопрос с пресс-конференции о взаимосвязи авторитета лидера России и позиций Китая, Хан Кэди обращает внимание на два момента. Во-первых, развитие отношений Китая с Россией строится на общих государственных интересах, а не на взаимоотношениях отдельных лиц. Во-вторых, Китай развивается самостоятельно, опираясь на независимый путь развития, поэтому положение руководителя другой страны не может повлиять на этот процесс.
«Развитие Китая зависит от самих китайцев, а не от какой-либо другой страны или силы. Дипломатия Китая не может быть затронута этим инцидентом», - подводит черту китайский ученый.
О ситуации с китайско-российскими консультациями в Пекине читайте здесь.
На связи!