Источник: Православная энциклопедия.
Любовь
- высшая христианская добродетель; одно из имён Божиих; в христианской философии - отношение к кому-либо (чему либо) как к безусловно ценному, - общение и единение с которым воспринимается как благо. В русском языке так же как и во многих других современных языках, слово "любовь" многозначно. В древних языках разные типы любви могли обозначаться самостоятельными терминами. В древнегреческом языке эрос, филео, агапи означают соответственно, чувственную и плотскую любовь, дружескую любовь, любовь-милосердие (и ещё стэрго - любовь к матери, отцу, родным). В латинском языке этим значениям в целом соответствуют amor, dilectio, caritas. Подобное различение наблюдается в санскрите, в семитских языках.
В соответствии с той ролью, которую занимает учение о любви в Священном Писании, вероучении и этике христианства, его иногда называют "религией Любви". Любовь - это главная заповедь Христа и призвание христиан: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой" (Ин.13.35).
Отцы Церкви рассматривали любовь главным образом в качестве: любви Божией как свойства Бога и как Его самооткровения; любовь человека к Богу; любовь между людьми. Все 3 вида любви неразрывно связаны друг с другом.
Любовь Божия
Св.ап. Иоанн Богослов в 1-м Послании указывает на то, что "Бог есть любовь" (Ин.4.8,16). Понятие "любовь", как и любое другое человеческое понятие, не может охватить существа Божия, которое непостижимо для человеческого разума...
В соответствии с принципом апофатического (отрицательного) богословия любые имена Божии: Премудрость, Жизнь, Истина, Сущий, включая и Любовь - не могут быть названы именами собственными: "Именуя Бога некоторыми именами, например говоря, что он есть Единое, или Благо, или Ум, или Самосущее, или Отец, или Бог, или Творец, или Господь, мы делаем это не в собственном смысле слова... ни одно из этих имён не выражает Бога (Clem.Alex.Storm V12). И всё же Любовь представляет собой такое свойство Божие, которое характеризует Его с особой полнотой...
Творец не только явил Свою Любовь созданному миру, но и вложил в творение Любовь к Создателю. Таким образом, в замысле Божием Любовь - это основа взаимодействия Бога и тварного мира. Всякое творение в соответствии с собственной природой призвано отвечать Богу своей Любовью. Следствием такого "обращения любви" автор корпуса "Ареопагитик" называет становление иерархии тварного бытия, в которой каждый чин "по мере собственного соответствия возводится к содействию с Богом" (Areop. CH III 3).
Изначальное состояние тварного мира может быть охарактеризовано как состояние неустойчивого совершенства, при котором полнота соединения с Богом ещё не была достигнута и тварные существа ещё должны были возрастать в Любви, чтобы реализовать замысел Бога. Особое предназначение в этом замысле было отведено человеку.
Жизнь первых людей в раю была сопряжена с испытанием, заповедью не вкушать плодов от древа познания, свободно исполняя которую люди могли бы укрепить свою волю.
Прп. Иоанн Дамаскин толкует испытание, наложенное на Адама и Еву, как испытание Любви: "... будучи по своей природе чем-то средним между Богом и веществом, человек, если бы он отрешился от всякого естественного пристрастия к сотворённому бытию и соединился любовью с Богом, должен был бы через соблюдение заповеди непоколебимо утвердиться в добре. Но когда он вследствие преступления стал более тяготеть в сторону вещества и когда его ум отвратился от своего Виновника, т.е. Бога, то ему стало свойственно тление... Его любовь вместо Бога обратилась на вещество, а его гнев вместо подлинного врага его спасения - на подобных ему людей. Так человек был побеждён завистью дьявола" (Ioan. Damasc. De fide orth. II 30).
Грехопадение людей и его тяжёлые последствия, поразившие не только род человеческий, но и весь тварный мир, не изменили отношения Бога к миру и к человеку. Бог по-прежнему любит Своё творение и делает всё для его избавления от зла и от вреда, принесённого злом.
Ради человека Бог посылает в мир Единородного Сына. Путь соединения с Богом, высшим Благом, - это путь Любви, по этой причине в проповеди Христа именно заповедь Любви заменяет закон и пророков Ветхого Завета и из Любви выводятся все заповеди.
Любовь Иисуса Христа жертвенна и бескорыстна. Крестная Жертва явилась высшим проявлением Божественной Любви к человеку, а крест, по словам свт. Иоанна Златоуста, стал знамением этой Любви (Ioan. Chrysost. In illud.: Puter, si possible. 2).
Бог не требует взамен от человека ничего. Ещё в Ветхом Завете через пророка Бог говорит: "... ни приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и всё, что наполняет её" (Пс. 49. 9-12). Бог ожидает от человека не жертвоприношений или даров, но ответной Любви: "Сын Мой! отдай сердце твоё мне" (Притч. 23.26).
В христианской традиции подчёркивается ещё один аспект Любви Божией - её проявление в делах милосердия, сострадания, жалости к людям, особенно заблудшим, - то, что в святоотеческой литературе, и в особенности в богослужебных текстах, называется человеколюбием.
Важной составляющей христианского учения о Любви Божией к миру является убеждение в том, что Бог любит в равной степени всё разумное творение, наделённое даром свободы, вне зависимости от того, какой путь - добра или зла - оно избирает. По словам прп. Исаака Сирина, "на всё творение изливается от Него единая любовь и милость, которые неизменны, вневременны и вечны... не можем мы сказать, что уменьшилась любовь Создателя к тем разумным [существам], которые стали демонами... и что она меньше, чем полнота любви, [которую Он имеет] по отношению к тем, кто пребывает в ангельском состоянии, или что любовь Его к грешникам меньше, чем к тем, кто справедливо называется праведниками" (Isaac Syr. Hom II 40.1-2)... Бог одинаково стремится привести "в совершенство любви и бесстрастного сознания" как павшие, так и не павшие разумные существа (Ibid. 40.4).
Проблемным для православного богословия является соотнесение веры в абсолютность Любви Божией и веры в существование ада и вечных мучений -> христианская теодицея.
Бог не желает человеку зла и делает всё возможное для его освобождения от уз греха. Традиционным для христианства является представление о том, что Бог вразумляет грешника наказанием подобно тому, как врач использует болезненные процедуры или горькие лекарства для излечения больного...
Богу чужды такие эмоции, как гнев, ярость или желание отомстить (Ioan. Chrysost. In Psalm 6.1). Он не стремится воздать кому-либо за какие-либо поступки...