Найти в Дзене

Записки сороконожки. А как, собственно, за это взяться?

Подозреваю, что чуть не каждый пишущий человек, признавшись в этом факте друзьям, слышал «о, я тоже хочу, у меня столько идей, но никак не могу взяться!». Я не исключение. А может, у вас самих «столько идей» и вы вот-вот кааааак напишете?

Сейчас скажу гадость. Если у вас идеи, но взяться за текст вы никак не можете – нет у вас идей. Готовых к записи так точно. Потому что, когда они есть, они жить не дадут, пока не вылезут на бумагу/экран. Если не вылезают – значит, еще не дозрели. Это, на самом деле, совершенно нормально. Допустим, то, что впоследствии стало романом «Будь моим Пассажиром», бродило у меня в голове неоформленной идеей больше десяти лет. Как оформилось – так я и села это писать.

Чтобы идея оформилась, в ней должен быть сюжет. Я прочитала у кого-то – то ли у Каганова, то ли еще у кого из современных авторов – прекрасную шпаргалку. Годная идея может уложиться в формулу «Это история про (такого парня), который сделал (вот такое и такое)». Парня, понятное дело, можно заменить на девку, тетку, дядьку, бабку, дедку, внучку и Жучку. Ну вот приведу в пример, самым нарциссичным образом, саму себя. У меня было две не связанных мысли – некий Город-под-Куполом, где нет необходимости выходить на улицу, потому что вся инфраструктура есть в любом жилом комплексе, и полушуточное утрирование Адского Транспортного Коллапса, которого все так боятся, что отвыкли пользоваться личным транспортом, и на дорогах остались только совсем упоротые по вождению утырки. Вроде меня, хе-хе-хе. Идея? Идея. Но в таком виде она годилась максимум на пост в блоге. А потом оно полежало на полочке, полежало и, во-первых, совместилось между собой, а во-вторых, приняло форму «это история про парнишку из Города-под-Куполом, который наслышан о стремных городских легендах про тех парней на крутых тачках и однажды удрал к ним». И история пошла.

А как сделать, чтобы она пошла? В который раз – поменьше убийственной серьезности. Не «Я Сажусь Писать Книгу», не «Я Должен Понравиться Читателям» (это вообще дохлый номер, оставим его авторам популярных книжных серий), не «Я Хочу Донести Умную Мысль». Люди, вы просто рассказываете историю. Хотите – возьмите на вооружение шуточный метод «начните с «так вот, короче, тут такое дело…», потом сотрите». Хотите – начните ее рассказывать в любимом мессенджере, потом соберете логи, причешете и порядок. Хотите – устройте в том же мессенджере словеску «а давай я заскучавший в баре боевик космической группировки, а ты свалившийся на их базу лейтенант космофлота?». Кроме шуток, уже упомянутая космоопера на сорок авторских листов ровно так и началась. Там вообще в планах какого-либо цельного текста не было! Просто сидели два чувака, оба в изрядно просевшем настроении, и было у тех чуваков по недооформленной идее. Взяли да совместили ради приятного времяпрепровождения. А оно как совместилось, как законтачилось, как завертелось! А также вздребезнулось и сопритюкнулось. Стало понятно, что у этого всего есть потенциал продолжения, что все это явно складывается в большую прикольную историю и что ее определенно надо писать. И стало так.

В принципе, и на такие ухищрения идти не обязательно, хотя, повторюсь, разнообразные литературные игры и такие вот словески – хороший способ снизить градус серьезности и расклинить творческий блок, если он случился. У вас сложилась в голове история? Вам в принципе понятно, что там за чувак, что с ним произошло и к чему должно привести? Ну так садитесь и пишите, и наплюйте с самой высокой колокольни на донесение мыслей и любовь читателей. Само придет. Если вам удобно для спокойствия не пользоваться понятиями вроде «книга» и «писатель» - говорите «текст», «автор», «написательство» (дарю мое любимое словечко). Или придумайте свое. Главное, не обидное и не принижающее – типа, обругаю себя сам, пока не обругали другие. Потому что, собственно, почему вас вообще кто-то должен обругать? В наш информационный век еще поди привлеки внимание именно к себе, а не к еще множеству таких же. И почему, собственно, этот кто-то ругающий вообще должен приниматься во внимание? Заметим, я сейчас не о конструктивной критике – она, что характерно, никогда в форме ругани не подается. На то и конструктивная, что говорится – «слушай, мне трудновато представить персонажей, как бы сюда побольше описаний внешности». Или – «слушай, как-то вот эта линия в никуда пропала, хоть бы пару слов про их дальнейшую судьбу, а?». А если кто-то пришел орать «Где воспитательный фактор? Где вера в светлую даль?» - то с ним и поступить следует в точности по дальнейшему кинчевскому тексту.