Пожалуй, самым большим заблуждением человека является уверенность в том, что ему всё "по плечу". Что стоит приложить какое-то количество труда и можно стать олимпийским чемпионом в любом виде спорта ... или лауреатом конкурса имени Чайковского ... или попасть в список Forbes.
С этой целью некоторые родители упорно запихивают детишек во всевозможные кружки, секции, курсы и тренинги. Между тем, если нет у вашего чада природных задатков, то ожидаемого результата не будет.
Никогда.
Например, мутация участка молекулы ДНК, отвечающего за синтез гликопротеина фибриллина позволило скрипачу-композитору Никколо Паганини "прокачать" экстраординарное умение игры на скрипке. Другим музыкантам для исполнения его сочинений надо попотеть. И здесь им на помощь приходят упражнения для растяжки сухожилий и мышц.
Альтернативой традиционным комплексам стали разного рода механические приспособления.
В 1922 году французский изобретатель Жорж Ретиф представил L'assouplisseur Ochydactyl (Смягчитель пальцев).
Пальцы помещались в регулируемые зажимы с резиновыми накладками, а запястье - на подставку. Другой рукой музыкант поворачивал рычаг, двигая их вверх и вниз. Устройство подгонялось под любой размер кисти. Рычаг можно было оперативно переставлять с одной стороны на другую, чтобы тренировать обе руки.
Реклама утверждала, что использование аппарата семь минут в день эквивалентно полутора часам традиционных занятий.
Почти за сто лет до появления Охидактиля французский пианист и композитор Анри Герц запатентовал свой Дактилион для ускоренного развития пальцев начинающих клавишников-виртуозов.
По одной из версий Роберт Шуман угробил руку именно после использования дактилиона.
Следующее орудие пыток - Chirogymnast - также изобретено французом, производителем фортепиано Казимиром Мартином в 1840 году.
"Музыкальный словарь Леона и Мари Эскюдье" сообщает:
Хирогимнаст представляет собой набор из девяти устройств, предназначенных для разгибания кисти и пальцев, увеличения и выравнивания их силы, а также для того, чтобы сделать четвертый и пятый пальцы независимыми от всех остальных.
И это ещё не всё:
Хиропласт Логье, стеночир Герена, браслет Маньера, спицы Гамильтона, артрилион Воклена, полевдактиль Сен-Перена ...
Не уверен в корректности всех названий, но количество изобретённых приспособлений впечатляет. Влияло ли это на качество игры?
Принцип действия некоторых упомянутых агрегатов можно посмотреть на видео:
Хорошо перкуссионистам и духовикам, им ничего растягивать не надо.
Ссылка на статью будет жить в разделе Мир музыкальных инструментов постоянного КАТАЛОГА канала. Ещё по теме:
Никколо Паганини - Как успешный Менеджер Впечатлений стал жертвой самопиара
Трудности понимания - Невозможное возможно. Исполнители против композиторов
Немного научной фактологии: Мозг пианиста - вершина эволюции
Традиционная несмешная байка:
Когда немецкий пианист Фридрих Калькбреннер показал дактилион известному бельгийскому музыковеду и педагогу Франсуа Фетису, тот заметил:
- Похоже, что эта штука годится только для ловли мышей.
- Нет, - ответил Калькбреннер, - мсье Герц сделал его чтобы ловить дураков.