Петр Пален сыграл ключевую роль в заговоре и убийстве императора Павла I.
Успешная карьера
Петр Алексеевич Пален родился в 1745 году и был из Курляндских баронов. Во времена Екатерины II он сделал успешную военную карьеру, и к концу ее царствования был правителем Рижского наместничества и Курляндским генерал-губернатором.
Когда трон перешел к Павлу Петровичу, то отношения с новым императором складывались не очень гладко. Началось все с довольно казусного случая.
Павел I пригласил бывшего польского короля, Станислава Понятовского, проживать в Петербурге. Тот должен был проехать через Ригу. Пален получил распоряжение подготовить торжественную встречу. Распоряжение было выполнено: вдоль улицы выставили почетный караул, для встречи знатного гостя приготовили богатый обед. Но Понятовский в Ригу не приехал. И бывают же такие совпадения: в тот же день через город проезжал попавший в опалу и высланный из Петербурга последний фаворит Екатерины II – Платон Зубов. Караул, увидев русского генерала, отдал ему честь. А Пален, рассудив, что не пропадать же уже приготовленному обеду, пригласил на него Зубова.
Узнав об этом, вспыльчивый Павел пришел в бешенство и отстранил Палена с поста Рижского губернатора.
Император Павел был насколько вспыльчив, настолько же и отходчив. Очень быстро он вернул Палена на государственную службу, назначив его командовать лейб-гвардией Конного полка. Дальнейшему карьерному росту Палена поспособствовал любимец императора Кутайсов, замолвивший за Палена слово. А дальше Павел I уже смог лично оценить способности Палена: его ум, изворотливость, всегда хорошее настроение, умение найти нужный ответ, и тот вскоре стал любимцем императора. Поэтому Пален быстро выстроил карьеру и при Павле, заняв несколько значимых постов: военный губернатор Петербурга, инспектор шести военных инспекций, директор почт, член коллегии иностранных дел, канцлер Мальтийского ордена.
Особенно Павел Петрович стал уважать Палена после одного случая.
После вахтпарада, на который неожиданно прибыл император, сын Палена, в нарушение регламента, не явился на развод. Император, который любил устраивать проверки в войсках и требовал четкого соблюдения Устава, велел посадить того на гауптвахту. Пален, пришедший к императору с докладом, не вступился за сына. Тогда Павел Петрович сам завел разговор, сказав, что был рассержен тем, что сын военного коменданта отсутствовал на параде. Услышанный ответ очень понравился императору. Пален произнес:
«Ваше Величество, наказав его, Вы совершили акт справедливости, который научит молодого человека быть внимательнее».
Во главе заговора
В этой ситуации не совсем понятно, что подтолкнуло Палена вступить в ряды заговорщиков, а потом и самому возглавить заговор. Непредсказуемый характер императора, который не позволял Палену быть уверенным в своем будущем? Или, может, английские деньги?
Так или иначе, но он стал одной из ключевых фигур заговорщиков, их глазами и ушами при дворе. А после того, как идейный вдохновитель и руководитель заговора, граф Панин, был выслан императором из Петербурга, то Петр Пален возглавил заговор.
Граф Петр Пален действительно был умен. Он был не просто бравым воякой и умелым руководителем. Он был еще и хорошим интриганом. По его инициативе в опале оказался верный сподвижник Павла граф Федор Ростопчин, возглавлявший Коллегию иностранных дел. Пален сам возглавил это ведомство. Еще больше он упрочил свое положение, став директором почт – это позволяло ему отслеживать и просматривать корреспонденцию своих политических противников.
Он вовлек в заговор свою жену, графиню Юлию Ивановну, которая занимала должность гофмейстерины при супруге Александра Павловича, Великой княгине Елизавете Алексеевне. Таким образом, он был в курсе того, что происходило при дворе наследника.
Когда Павел, заподозрив неладное, напрямую спросил губернатора Петербурга и своего приближенного, знает ли он про заговор, то Пален даже сказал, что является его участником. Якобы для того, чтобы быть в курсе событий и вовремя его предотвратить. И Павел Петрович поверил.
А Пален предоставил императору список участников, в который, среди прочих, входили супруга императора и два его старших сына. Согласно общепринятой версии, Павел, услышав это, даже издал указ, согласно которому императрицу и обеих Великих княгинь следовало заточить в монастыри, а сыновей, Александра и Константина, заключить в крепость. С этим Указом Пален явился к наследнику - Александру Павловичу, и вынудил его дать согласие на осуществление заговора. Правда, об этом Указе известно только со слов Палена, и был ли он в действительности, доказательств нет. Хотя он хоть как-то мог оправдать участие в заговоре наследника престола.
Скорее всего, никакого Указа и не было. А что было – так это многочисленные слухи о том, что грядут кары для членов императорской семьи. И исходили эти слухи как раз от Палена, который, естественно, «по секрету», поведал некоторым лицам, что император готовит разгром Династии. Если уж сам губернатор Петербурга, близкий к императору об этом говорит, то как не поверить!
Склонение к заговору наследника престола
Естественно, поверил слухам, испугавшись за себя и семью, и Александр Павлович, хотя до последнего колебался. Правда, давая согласие на переворот, взял с Палена слово, что отец не пострадает. При этом сам Пален знал – император должен быть убит. Позже, беседуя с генералом А. Ф. Ланжероном, он так сказал об этом:
«Я должен признаться, что Великий князь Александр не соглашался ни на что, пока я не предложил дать ему честное слово, что никто не посягнёт на жизнь его отца. Я дал ему это обещание. Я не был так безрассуден, чтобы ручаться за то, что было невозможно: но нужно было успокоить угрызения совести моего будущего Государя; я наружно соглашался с его намерениями, хотя был убеждён, что они невыполнимы. Я знал слишком хорошо, что революций или совсем не надо начинать, или надо доводить их до конца…»
Таким образом, намеренно обманывая Александра, он вынудил того дать согласие на свершения заговора и даже согласовал с ним дату, тем самым поделив ответственность – а вдруг что не получится, будет на кого свалить.
Свершение заговора
В ночь с 11 на 12 марта 1801 года заговорщики ворвались в опочивальню императора и жестоко его убили. Правда, Пален при этом не присутствовал – он находился при Александре Павловиче. Надо было держать нервного наследника под контролем, а то вдруг тот смалодушничает и помешает задуманному. И кроме того, это позволило ему быть «чистым» - он же не убивал. Хотя современники были уверены, что это он приказал Зубовым и Беннигсену убить императора.
Утром 12 марта 1801 года именно граф Пален сообщил Военной коллегии о смерти императора Павла I от «апоплексического удара». Именно Пален пригласил всех в 8 часов утра принять присягу на верность новому императору – Александру Павловичу.
«Награда» императора
Совершив переворот и поставив на трон «послушного» императора, естественно, Пален надеялся на вознаграждение – он рассчитывал, что его сделают премьер-министром, а может, он станет и регентом при слабовольном императоре. Но Александр оказался сильнее, чем от него ожидали. К тому же, Пален в своих планах не учел вдовствующую императрицу, Марию Федоровну. Организатор убийства мужа стал для нее смертельным врагом, и Мария Федоровна требовала от сына расправы над заговорщиками и, тем более, над их организатором. И сам Александр был недоволен тем, что Пален не сдержал слово и его отец был убит.
Поэтому не прошло и месяца, как Петр Алексеевич Пален был уволен со всех должностей и выслан из Петербурга. Больше он ни разу не был принят во Дворе, ему даже был запрещен въезд в столицу.
Пален был отправлен в свое Курляндское имение, где прожил более четверти века. До конца своих дней он гордо рассказывал гостям о своем участии в свержении «тирана». Но, видимо, совесть его все-же мучила. К тому же, с ним мало кто общался, и он мучился от одиночества.
Одна из немногих, кто поддерживал с ним отношения, была княгиня Дарья Христофоровна Ливен. Она рассказывала, что Пален
«...не выносил одиночества в своих комнатах, а в годовщину 11 марта регулярно напивался к 10 часам вечера мертвецки пьяным, чтобы опамятоваться не раньше следующего дня».
Петр Пален был женат, у них с супругой было 10 детей. Скончался Пален 13 февраля 1826 года, так и не раскаявшись в цареубийстве.
Образ графа Палена в киноискусстве воплотили несколько актеров:
Олег Янковский в фильме «Бедный, бедный Павел», 2003 г.
Виктор Сухоруков в фильме «Золотой век», 2003 г.
Игорь Ясулович в сериале «Адьютанты любви», 2006 г.