Ниже подробная инструкция о том, зачем нужен отчет электролаборатории для электрики в квартире, какие мероприятия предшествуют электроиспытаниям и в чем заключаются сами испытания. Материал расчитан на читателя, для которого электрика это "темный лес".
В каком случае Вам может понадобиться технический отчет электролаборатории?
У Вас в квартире напряжение приходит только по одной фазе из трех. Вы обращаетесь в управляющую компанию, Вам отвечают, что для подключения второй и третьей фазы необходим отчет об электроисытаниях или технический отчет электролаборатории. Значит Вам нужно к нам!
Зачем это нужно управляющей компании?
Все очень просто: УК хочет получить от сторонней организации, которая имеет соответствующую лицензию, выданную Ростехнадзором, заключение, составленное по определенному образцу, содержащее в себе данные о проведенных испытаниях электрооборудования Вашей квартиры.
А если еще проще, то зачем все-таки?
За тем, чтобы заставить Вас пригласить кого-то, кто действительно соображает в электрике, кто сможет провести некоторую серию испытаний над автоматами в щитке, проводкой и розетками, внимательно все посмотрит и составит соответствующий документ, где будут зафиксированы все результаты обследования.
Дело в том, что УК по сути хочет себя обезопасить от потенциальных проблем в будущем в связи с нправильной электрикой в какой-то из квартир жилого дома. УК не знает кого Вы наняли в качестве подрядчиков по электрике. Может это топ-специалист, а может алкоголик, который "зуб дал", что все будет ок. Управляйка хочет и для Вас обеспечить повышенный уровень безопасности, заставляя Вас пройти эту проверку и себе уменьшить проблем, получая в качестве эксплуатанта проверенного лицензированой организацией потребителя.
Так, а причем тут то, что нам не дают три фазы?
Это, по сути, рычаг влияния на Вас со стороны УК. Чтобы Вы точно не могли проигнорировать данное требование, кормить УК "завтраками". Не дадут три фазы пока не принесете отчет. Хотите - живите с одной. Одна фаза из трех - это одна треть из всей выделяемой на Вашу квартиру мощности и невозможность работы трехфазных потребителей, например, мощного водонагревателя или варочной панели. Все будет постоянно выбивать. Рано или поздно мощности будет не хватать.
Понятно, как проходит процедура?
Если коротко: сбор данных от заказчика, выезд инженера электролаборатории на обследование Вашего объекта, подготовка отчета, отправка Вами отчета в УК, подключение трех фаз. Оплата по факту получения отчета. (И никаких скрытых платежей.)
А если более подробно, то:
1. Необходимо убедиться, что монтаж в квартире завершен и только после этого звать электролабораторию
Ну, либо почти завершен. Должен быть смонтирован щит, должны стоять механизмы подрозетников. Собственно, электролаборатория приезжает тогда, когда есть что проверять. Заключение дается на смонитрованную электрику. Можно сделать небольшие исключения в виде отсутствия рамки на розеточном блоке, пока еще неустановленной люстры и прочих мелких недоделок, но в целом все должно быть доделано: розетки работают, выключатели выключают.
2. Удостовериться перед выездом, что нет явных косяков в монтаже щитка.
Электролаборатория выезжает на проверку готовой или почти готовой электрики. У монтажников понтие "все почти готово" различно. А особенно различно у монтажников восприятие того, что называется "качественная работа". Ниже фото двух щитов для одинковых по площади и планировке квартир. Какой из них Вам нравится больше?
Нам, как и Вам нравится вариант, который слева. Но и по нему есть замечания. Мы запрашиваем перед выездом фотограии Ваших щитков для того, чтобы заранее дистанционно дать ряд указаний Вашим монтажникам по корректировке сборки. Вы можете предоставить номер телефона монтажников и мы по телефону и в месенджерах все на пальцах поясним.
Зачем предварительно отсылать фото щитка:
- заранее готовимся к объекту, получаем предварительную информацию, чтобы на месте было проще сорентироваться
- даем консультацию монтажникам, чтобы устранили недочеты, которые видны сразу, чтобы на месте к ним не возвращаться
- ускоряем процесс подготовки технического отчета
Время инженеров электролаборатории очень ценно и каждый выезд должен иметь смысл (и оплату). По фото щитка мы можем увидеть, что электрика заказчика не готова. Мы не любители выставлять счета за выезд, но и тратить свое время впустую тоже не хотим, поэтому и запрашиваем фотки. Желательно прислать пять-шесть фотографий. При этом как минимум одну общего плана, как фото выше, а остальные - близко к аппаратам, чтобы можно было разобрать что за тип используется, вот так:
3. Предоставить проект электроснабжения или однолинейную схему
Вообще говоря, для любой работы, тем более такой ответственной как монтаж электрики в квартире, необходим определенного рода план действий. В нашем случае - проект электроснабжения. Вот он нам и нужен. Можно прислать не весь проект целиком, а только однолинейную схему электроснабжения.
- А что если проекта нет?
Если проекта нет, то нужно попросить монтажника отфоткать таблицу адресации. Обычно ее составляют "на коленке" на клочке бумаги, в процессе монтажа щита. Эта таблица поясняет какой аппарат за какие потребители отвечает. Ниже пример.
Нам эта бумажка очень пригодится для составления техотчета, т.к. в отчете указывается информация о потребителях и чтобы их не "вызванивать", т.е. не выявлять, какой автомат за какую розетку отвечает, мы спрашиваем про такую таблицу. Если и ее нет, то монтажники явно не доделали свою работу.
4. Согласовать дату и время выезда.
Обычно соласование идет напрямую с нашим полевым инженером, которому передается Ваш контакт, вместе с адресом объекта. Он Вам звонит, предлагает удобные даты и время. Обычно выезжаем по вечерам, с удовольствием работаем на выходных - все для Вашего удобства.
Чуть на забыл. До этого момента мы создаем удобную группу для коммуникации в вотсапе, через которую проходит основная коммуникация. Первое, что запрашиваем - ФИО собственника квартиры и полный адрес. Это нужно для отображения в техническом отчете.
5. Быть на объекте в назначенное время или назначить ответственного представителя
желательно из числа проводивших работы монтажников, чтобы было кого "отчитать" и научить как надо.
Заказчику на объекте быть не обязательно. Все замечания, которые мы обнаружим на объекте будут зафиксированы и позже переданы.
6. Получить перечень дефектов и организовать их устранение.
Может какой-то автомат выбран некорреткно или не хватает УЗО, может где-то розетка не имеет "земли" - это самые распространенные недочеты, которые мы фиксируем. И их нужно устранять. Мы подробно рассказываем на объекте и после готовим ведомость дефектов со всеми инструкциями.
7. После устранения замечаний скинуть фотографии с "пруфами"
либо вызвать инженера электролаборатории отдельно за дополнитеьную плату.
- А если не устранять?
- Можно и не устранять, только в отчете будет отражено так, как у Вас по факту. Не устранили дефект - так и напишем. А иначе какая мы проверка? Нам за это деньги платят.
На самом деле в том, что не все дефекты устранены порой нет ничего страшного. Иногда дефекты вообще нельзя устранить по ряду причин. Например, сделали уже весь ремонт, а оказалось, что проводку использовали не предназначенную для прокладки в квартире. Ну и что теперь, переделывать весь ремонт? Да кто ж на это пойдет? Обычно в таких случаях УК просто информирует дополнительно заказчика о том, что в случае чего она не несет никакой ответственности (на самом деле она и так и так не несет) и спокойно подключает три фазы. А бывает так, что какой-то ленивый энергетик, которому ляжет папка с отчетом на стол, ее даже не откроет и даст команду на подключение к трем фазам. Его проблемы, что называется.
суперважно!!
- То, что электролаборатория обнаружила несоответствия - это всегда хорошо. Значит, не зря берут деньги.
- То, что заказчик может в конце концов получить отчет, где будут зафиксировано, что не все дефекты устранены не является поводом не оплачивать работы.
- После выдачи дефектов мы даем до трех недель на их устранение. Потом просим произвести оплату и высылаем отчет "как есть". Если заказчик после этого устранил дефекты, то "чистая" копия высылается с небольшой доплатой в 20% от суммы заказа.
8. Получить технический отчет в элеткронном виде.
и оплатить работы по договору. Электронный отчет нужно еще раз проверить на предмет наличия ошибок в адресе и ФИО собственника и можно отсылать по месту требования энергетику или главному инженеру в Вашу УК.
Отчет, испытания, проверка.. а в чем она заключается и как происходит!?
Приезжает инженер, у него в рюкзаке или чемоданчике есть очень дорогой и умный прибор. И он этим прибором (а может быть и несколькими) идет по всем Ваим розеткам и что-то там щелкает.
То свет отключит, то автомат вышибет. Это он проверяет сопротилвение "петли фаза-нуль" и наличие заземления на заземляющем контакте на розетках.
Затем он подходит к щиту и фотографирует его. И тоже производит исптания: щелкает УЗО и мерит изоляцию отходящих линий, то есть проверяет не повреждена ли электропроводка.
На последок заходит в сан узел, но не воспользовавшись им по назначению, открывает лючок и рассматривает Ваш КУП (коробку уравнивния потенциалов" и проверяет, чтобы гребенки подвода отопления, горячего и холодного водоснабжения, а так же металлоконструкции перегородки были подсоединены на эту КУП. И чтобы была "живая земля".
Весь процесс нахождения на объекте занимает около часа-двух.
Выводы:
- Элеткролабортория нужна для повышения уровня безопасности при эксплуатации электрооборудования.
- Электроалаборатория производится при завершении монтажа. Перед вездом необходимо предоставить несколько фото щита, ФИО заказчика, адрес объекта, проект электроснабжения или таблицу адресации.
- Электролаборитория фиксирует недочеты и дает рекомендации по их устранению. Нельзя договриться о том, что отчет будет без дефектов.