Сегодня мы хотим представить вашему вниманию двухтомное издание 1900 года «Русские народные картинки», хранящееся в Отделе книжного фонда музея. Автор – Дмитрий Александрович Ровинский (1824 – 1895 гг.) – юрист, сенатор, действительный тайный советник, один из главных разработчиков судебной реформы 1860-х годов. Известен также как историк искусства и составитель справочников по русским портретам и гравюре XVIII – XIX веков, меценат и благотворитель. Почётный член Академии наук и Академии художеств. Ни один серьезный труд по истории русского искусства или книгопечатания не может обойтись без ссылки на его работы. В 1881 – 1893 гг. появился его монументальный труд «Русские народные картинки». Издание включало в себя 7 томов иллюстративного материала, 5 томов исследования и комментариев и было воспринято как крупнейшее культурное событие.
Широкий общественный резонанс издания 1881 года заставил автора подготовить более доступный, компактный вариант, каким и явился двухтомник 1900 года.
Дмитрий Ровинский посвятил более 20 лет детальному изучению и коллекционированию народных картинок и стал владельцем уникальной коллекции. Он изучил все лубочные картинки: немецкие, французские, голландские и английские. В целях разыскания первообразов русских картинок Ровинский побывал в Европе, Китае, Индии, Японии, Египте, Марокко, Алжире и на острове Ява. Не зная английского языка, перед путешествием на Восток он целый год посвятил его изучению.
В своих воспоминаниях книгоиздатель М. В. Сабашников описывал его так:
«Невысокого роста, с вьющимися седыми волосами, он носил на голове черную «мюц» и видом походил на какого-нибудь французского архивариуса. Охотно рассказывал про свои многочисленные путешествия и про разные забавные случаи его коллекционерской деятельности. Так, например, когда он собирал офорты Рембрандта, то встретился с серьезным затруднением в проникновении на чердаки старых домов в Антверпене, Брюсселе и других городах, где надо было искать забытые офорты, а при случае можно было наткнуться на старые доски (гравюры на дереве). Постороннего человека зря пускать на чердак ни у кого охоты не было. Объяснить же всем цель поисков было и затруднительно, и нежелательно. Ровинский сошелся с предпринимателем, скупавшим чердаки для очистки от голубиного помета, представляющего великолепное удобрение. По соглашению с ним, Ровинский имел право выбрать на купленном чердаке то, что его интересовало, после чего уже очистка чердака переходила в руки предпринимателя».
Но был и другой аспект деятельности Дмитрия Александровича. Большую часть гравюр (а их у него было по некоторым источникам свыше 50 000) он просто вырывал из книг. Для остатков книг он выделил специальную комнату в своей усадьбе, которую называл «мертвецкой».
Собранная Дмитрием Ровинским коллекция русских лубочных картинок уникальна по количеству и разнообразию составляющих ее материалов. «В «Русских народных картинках» отражена бытовая и духовная жизнь народа с начала XVII до середины XIX века. В наивных изображениях мы видим русского человека в его отношениях к семье, к окружающему миру, в его горе и радости, в подвигах и падении, в быту и развлечениях.
Дмитрий Ровинский своим изданием сохранил все виды этой отрасли народного творчества, начиная со сказок и забавных листов, переходя к историческим листам, букварям и календарям, и кончая притчами и листами духовного содержания. В заключение труда приведены исследования о народных картинках, резаных на дереве, гравированных на меди, о западных источниках русских картин, о народных картинках в западной Европе и на Востоке, о способах гравирования и печатания, о продаже картинок, надзоре за их производством и цензуре. По просьбе Ровинского, для него были отпечатаны оттиски со всех уцелевших гравированных досок, деревянных и металлических в Московской Синодальной типографии, в Киевской Духовной академии, в типографии Киево-Печерской лавры и т.д. Всего Ровинским описано 4 700 листов, если же включить в это число разные издания одной и той же картинки, то число это дойдет до 8 000 листов. При описании картинок скопировано заглавие гравюры и текст, обозначены размеры картинки, ее местонахождение, способ и качество гравирования, разные издания картинки, и тут же вкратце дано описание того, что на ней изображено. В этом труде приводятся подробные самостоятельные исследования, обширные извлечения из памятников народной литературы, бытовые и этнографические картины. Труд представляет богатейший материал как для истории гравюры на дереве, так и для истории древнерусской культуры.
Все народные картинки расположены Дмитрием Александровичем в порядке их сюжетов, без различия стилей и школ, смешаны гравюры на меди и на дереве, сюжеты оригинально-русские и сюжеты, заимствованные из Европы. Эта система, принятая им в описании картинок, являлась самой правильной и единственно подходящей на тот момент, так как в отношении картинок было много вопросов, которые были не выяснены и считались спорными. Самые главные из них были разрешены и детально разобраны Ровинским. Другим вопросам посвящены долголетние труды целого ряда исследователей. Одним из них явился В.В. Стасов в своем обширном разборе труда Д.А. Ровинского, который может по справедливости считаться продолжением исследования о русских народных картинках. Свой разбор Стасов производит не по системе Ровинского. Он рассматривает все картинки не по их сюжетам, а по трем главным школам их производства – Московской, Киевской и Петербургской, из которых вышло все самое значительное и наиболее развитое по художественной технике.
Наивный, грубоватый, экспрессивный мир лубочной картинки – это своеобразная энциклопедия, отразившая все стороны народной жизни и рассказавшая о них особым языком рисунка, цвета, слова. Лубок не признает полутонов, он откровенен и фамильярен, в нем отражается мудрое народное восприятие жизни в единстве высокого и низкого, духовного и телесного, фантастического и обыденного, смешного и серьезного.
Не случайно один из критиков сказал об этой книге:
«Трудом, положенным в "Народные картинки", Ровинский поставил памятник своему народу, вложив в постройку его и силу своего разностороннего ума, и теплоту своего, верящего в народ, сердца».
Автор текста: Иванова Светлана Михайловна, заведующая библиотекой Российского этнографического музея.
Библиографический список литературы к книжной выставке:
- Портрет Д.А. Ровинского. Худ. В.Е. Маковский/ История России в XIX веке. Вып. № 20.- СПб., 1910. - вкл. л.
- Ровинский Д. Русские народные картинки. Т.1.- СПб: Издание Р. Голике,1900.-285 с., ил.
- Ровинский Д. Русские народные картинки. Т.2.- СПб: Издание Р. Голике,1900.- 519 с., ил.
- Алфавитный указатель к труду Д.А. Ровинского «Русские народные картинки»/ Сост. М.Ф. Фёдорова.- СПб.,1901. - 63 с.
- Балдина О. Русские народные картинки. - М.,1972. - 207 с., ил.
- Голышев И.А. Собрание сочинений. Т.1. Вып.1. С 7-ю цинкографиями на отдельных листах. – СПб.,1899. - 80 с.
- Иванов Е.П. Русский народный лубок с 90 одноцветными и 13 красочными репродукциями. - М.,1937. - 147 с.
- Лубок. Ч.1. Русская песня/ сост. и комм. С.А. Клепиков. - М., 1939. – 273 с., ил.- (Бюллетени Гос. Литературного музея. №4)
- Мир народной картинки.- М.,1999. - 398 с., ил.
- Народная гравюра и фольклор в России XVII – XIX вв.: Материалы науч. конф. (К 150-летию со дня рождения Д.А. Ровинского). - М.,1976.- 369 с.
- Овсянников Ю.М. Русский лубок. - М., 1962. - 94 с., ил.
- Павлова Г.В. Дмитрий Александрович Ровинский и Санкт-Петербург// Краеведческие записки. Исследования и материалы. Вып.7.- СПб., 2000.- С.136-149.
- Русский лубок XVII – XIX вв.: Альбом репродукций. - М.-Л.,1962. - 87 л. ил.
- Русские народные картинки: Набор откр.- Калинин,1960.- (16 откр.)
- Светский лубок. Конец XVIII - начало XX в. Из собрания русского музея. – СПб.,2015.- 96 с., ил.
- Снегирёв И.Н.О лубочных картинках русского народа/ Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных. Т.1. - М., 1845. - С. 191 - 221.
- Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. - М., 1999. - 264 с. ил.
- Стасов В.В. Разбор сочинения Д.А. Ровинского: Русские народные картинки. СПб.,1881. Т. 1-5 с атласом в большой лист. – СПб., 1883. - 105 с.
- Хромов О.Р. Русская лубочная книга XVII – XIX вв.- М., 1998. - 219 с., 16 вкл. л. ил.