Найти тему

Ещё раз про "Место встречи изменить нельзя". Кто убийца Груздевой? Юмористический и не очень разбор фильма.

В данной статье были использованы статьи и материалы с таких сайтов: https://cinematext.ru/movie/mesto-vstrechi-izmenit-nelzja-1979-serial/1/1/, https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3840/titr/, https://www.youtube.com/watch?v=7Ulx-B9MZjg, https://ru.wikipedia.org/wiki/Место_встречи_изменить_нельзя, https://id77.livejournal.com/2421777.html. Так же поисковики Рамблер и Яндекс.

Внимание!!! Перепечатка, цитирование, копирование текста, только с разрешения автора.

Кто убил Ларису Груздеву? Этот вопрос периодически поднимается в интернете. Вот хорошие милиционеры, вот несчастный муж, которого подозревают в убийстве, а вот и мерзавец, который убил бедную девушку. Вроде в фильме всё показано и рассказано. В детстве мы бежали домой, чтоб посмотреть на этот интересный фильм. Любили артистов игравших в этом фильме, множество цитат ушло в народ. Но время идёт, мы взрослеем, становимся немного умней (я надеюсь), рассудительней, разборчивей, с большим багажом опыта и критического мышления за спиной. Хотя, глядя на взрослое население нашей необъятной родины, на то как они мыслят, рассуждают, думают, что читают и что смотрят, а также какие делают выводы, невольно начинаешь сомневаться в разуме и уме многих моих сограждан. Но, как говориться, это уже совсем другая сказка… Прошли годы, был прочитан роман «Эра милосердия», просмотрен несколько десятков раз фильм. С каждым новым просмотром, мысль которая в двадцать с небольшим лет зародилась в моей ещё пустой голове как шутка, стёб, прикол над фильмом, что убийца Груздевой был не Фокс (Александр Белявский), а её собственный муж, Иван Сергеевич Груздев (Сергей Юрский), только усиливалась. Сотни статей и разборов гуляют по просторам интернета по этому поводу. Начиная от артистов и заканчивая простыми людьми, выкладывающие свои мысли в социальных сетях по этому фильму. Но к глубокому сожалению все разборы сводятся к маленьким, скучным, скомканным объяснениям. Мало раскрывающие, возможный вариант событий. Чаще всего статья сводиться к простым выводам, о которых говорил один из ярчайших персонажей фильма, капитан Глеб Егорыч Жеглов (Владимир Высоцкий):

«- Его работа, нет вопросов. Улики на лицо. А мужичонка он хлипкий, нервный. Немножко покочевряжится … и сам каяться придёт, у меня не такие плясали.»

И забегая вперёд надо сказать честно, прав был Глеб Егорыч, прав! Но вот что помешало, довести это дело до конца? Почему Жеглов наплевательски отнёсся к делу Груздева? Почему более опытный Жеглов, согласился с малоопытным Шараповым (Владимир Конкин)? Почему он не отстаивал свою версию? Почему Евгений Петрович Фокс (Александр Белявский), так флегматично и отрешённо доказывал свою непричастность? Все эти вопросы оставались без ответов. Вот и я, сев размышлять над этим вопросом понял, что один вопрос цепляет другой, второй вопрос, тянет третий и т.д. Интересных, более менее внятных объяснений в интернете мне не попадалось, поэтому, решение о разборе фильма, именно дела Груздева вышло в маленький, не профессиональный, любительский труд. Который вы можете видеть на этих страницах. Так давайте вспомним это дело, которое мог раскрыть капитан Жеглов, но отдав его своему молодому, ещё не опытному оперуполномоченному Шарапову, так и не раскрыл его. А под статью подвели совсем другого, не повинного в этом деле человека. И прошу учесть, неповинного в этом деле человека! Хотя невинный Фокс, это преступник, и его приговор, который я надеюсь, он получил, был суров, справедлив и строг. Но чтоб всё это понять и разобрать, пришлось рассмотреть всех героев причастных к этому делу. Предположить и разобрать возможную их биографию, а это заняло намного больше времени и листов текста, чем предполагалось. Поэтому текс получился большой, за что прошу прощение. Но перед началом я сделаю первою поправку, в этом разборе я не буду касаться романа «Эра милосердия», братьев Вайнеров, т.к. герои романа на мой, да и не только мой взгляд, очень отличаются от героев фильма, начиная от возраста, заканчивая характерами и поступками. Поэтому в данном разборе акцент будет ставиться только на фильм. Хотя иногда, кое-что, из книги и интернета да возьмётся.

Начало фильма. Лето, скорее всего август или начало сентября 1945 года. Вторая мировая война заканчивается. На дальнем востоке Советская армия помогает своим союзникам добить последнего союзника фашистской Германии, Японию. В здание на Петровки 38, заходит молодой сотрудник, бывший разведчик, прошедший всю войну, двадцати пяти летний Володя Шарапов. После демобилизации его взяли в НКВД или Милицию (я для простоты буду писать что в милицию), в отдел по борьбе с бандитизмом, которым заведует Глеб Егорыч Жеглов. Вот тут, в самом начале появляется первый вопрос. А что из всего фильма мы можем сказать об этом отделе? Кто и как в нём работает? Как поставлена работа в этом отделе? Какие преступления раскрыл отдел по ходу фильма?

Отдел по борьбе с бандитизмом. В кабинете, Шарапова встречает Гриша Ушивин (Лев Перфилов), фотограф-криминалист по кличке "6 на 9". Дальше с Володей знакомится сам Жеглов, через минуту вбегает запыхавшийся Коля Тараскин (Андрей Градов), молодой сотрудник МУРа из отдела Жеглова. Он сообщает, что бандиты назначили встречу. В следующей сцене мы видим ещё одного сотрудника из отдела Жеглова, это Иван Пасюк (Александр Милютин) и оперативник из Ярославля Вася Векшин (Евгений Леонов-Гладышев), который работает под прикрытием для выхода на бандитов и заманивания банды «Чёрной кошки» в засаду. Последний сотрудник отдела, это водитель «Фердинанда» Иван Алексеевич Копытин (Алексей Миронов). Итак, отдел состоял до прихода Шарапова из трёх оперативников, фотографа, водителя, плюс Шарапов, всего шесть человек. Если убрать фотографа и водителя, то три оперуполномоченных… это как-то мало. Ладно, спишем это на войну. Так же предположим, что работает этот отдел только в центральном районе или округе Москвы. Возможно, кто-то из сотрудников отдела погиб и ему не нашли замену, или в больнице с ранением на лечение. Что можно сказать о работе самого отдела? На мой, не профессиональный взгляд, работа в отделе поставлена плохо. Этому есть множество косвенных подтверждений, которые видны по всему фильму. Тут и плохая работа с агентурой, такое чувство, что её вообще нет. Хотя Жеглов, один раз, засыпая на диване в квартире Шарапова, обмолвился о каком-то Сеньке-Тузике, который делал детекторные приёмники. Плох проработана встреча с сотрудником работающим под прикрытием и агентурой (если такая имеется). Прибежал к Жеглову Тараскин, сообщил, бандиты согласились на встречу. Почему оперативника под прикрытием, который встречался только что с бандитами, потащили на Петровку, для проработки плана дальнейшей встречи? Неужели нет для этого специальных квартир, для встреч и работы с агентурой? А если за ним слили? Неужели в отделе по борьбе с бандитизмом не могли даже предположить такой вариант! Финал такого подхода к работе нам всем известен. После очередной встречи Векшина с бандитом в парке, Вася погибает. И это яркий пример плохой подготовки и работы отдела, в первую очередь Жеглова. Бездарная подготовка операции привела к смерти сотрудника. Какое было прикрытие Векшина? Да его вообще не было. Вспомните как Тараскин, растерянно бегал по улице, когда бандит на ходу, убив Векшина, запрыгнул в трамвай? Что сделал Тараскин? Он тупо встал растеряно, а после помчался за трамваем, пытаясь, толи его догнать, толи запомнить номер трамвая. Где был Пасюк в это время, 6 на 9, Копытин со своим «Фердинандом»?! Да они просто где-то, стояли и смотрели, как убийца спокойно уходит с места преступления. И если молодому Тараскину, или не расторопному, медлительному Пасюку это ещё как-то простительно, хотя, какое там прощение. То начальнику отдела, который разработал эту операцию, ставил задачи, расставлял людей, совершать такие ошибки просто непростительно и чревато отстранением от службы. Да его только за это могли если не уволить, то понизить в звание и должности, а может и что то ещё более серьёзное… А как поставлена работа по задержанию преступников? Вспомните, когда опергруппа едет по вызову на склад, где орудовала банда? Шарапова ставят на втором выходе, а сами толпой лезут в открытые ворота. Неопытный Шарапов упускает Фокса, а вся банда за исключением одного убитого спокойно залезли в Studebaker и сломав ворота умчались в ночь. Один 6 на 9 пытается остановить машину, закрывая ворота на замок или наматывая что-то на воротные петли. Почему не провели разведку местности? Не вызвали подмогу? Не перекрыли возможные пути отхода банды? Жеглов с группой решили нахрапом всех повязать? Естественно, что после такой спланированной операции по задержанию банды, Жеглов с горечью говорит:

«- Эх чёрт! Если бы заранее знать что у них автомобиль, ни один бы не ушёл!»

Действительно. Если-б знать. Хоть автобус подкатили бы к воротам. Но нет, просто решили взять нахрапом и всё. Мол, увидят работников МУРа и сразу руки вверх поднимут. Хорошо что банда перепугалась и умчалась, а если первый шок прошёл бы и они стали отстреливаться? Силы были примерно равные и чья взяла б, можно только гадать . Следующая спец операция, это взятие Фокса. Мало того что на самом видном месте, стойка бара, Жеглов поставил неопытного Шарапова. Который в самый ответственный момент, растерялся, стал грубить официантки, привлёк внимание к себе очень подозрительного Фокса. Так ещё и сами оперативники, сидели за столами как парализованные, постоянно пялясь на подозреваемого, что усилило его тревогу. Финал этой спланированной операции хоть и закончился удачно, но мог стоить жизни нескольким посторонним человекам. Женщину официантку преступник использовал как щит и таран окна, а вторую женщину автоинспектора сбил водитель и подельник Фокса. Как говориться отделались легко! Хорошо что у Фокса гранат не было в кармане. Далее по фильму идёт прикрытие Шарапова… Когда он передавал весточку Ани. Это вообще что-то ужасное. Ехать за полуторкой, куда запихнули Володю, это верх профессионализма! Ночью, на легковушке за одиноким грузовиком, не вызвав подозрения… Конечно опытный водитель, видя что за ним по пустой дороге едет одна и та же машина на протяжение длительного времени, почует неладное. Как бандиты ушли от слежки мы тоже все знаем. Опять оперативника бросили бандитам одного. Опять в самый критический момент, Жеглов растерялся, а вся опергруппа бегает не зная что делать. Такое чувство, что капитан Жеглов специально бросал оперативников на растерзание банде! Про поиски машин я вообще молчу. В первом случае, армейский Studebaker. Такое ощущение, что в то время в Москве, таких машин было как грязи. Второй случай полуторка, которая доставляла хлеб. Пробить номер, узнать на кого зарегистрирована машина, ведь раньше таких частных машин не было. А сами преступники мало того что грабили базы и зажиточные квартиры, так ещё и маскировались под рабочих, развозя хлеб. Ну хоть какая-то информация о них должна была быть на предприятии где они были трудоустроены. В место этого огорчённый Глеб Егорыч просто подводит итого по выяснению машины:

«- Немедленно установите место нахождения и дайте все данные на хлебную автомашину фургон М - М… - 8*1*11

- 8*1*11. Ждём!

- Хотя номер этот наверняка липовый.»

Получается, что оперативникам было легче искать горбатого, чем две грузовые машины? Хотя направления поиска, особенно полуторки, были даны преступниками Жеглову лично. Фургон по развозу Хлеба. Зайди в магазин, посмотри накладные, откуда хлеб привезли, а дальше иди по цепочке. А у первой, могли быть простреляны как борта кузова и кабина с капотом, после неудачного налёта. И директору автобазы, инженерам, механикам, всем сотрудникам автобазы, к которой могла быть причислена эта машина, было пофиг, что на ней имеются пулевые отверстия. Если сложить все факты, которые нам показаны в фильме, получается ужасная картина, отдел по борьбе с бандитизмом работает плохо, если не сказать хуже. Даже самые маленькие зацепки, оперативники просто не хотели проверять, отсеивать из огромного потока улик и информации. Ещё одна мелочь. Это продукты украденные с баз и складов, поступали в вагоны рестораны, как узнали оперативники. Почему не произвести проверки под видом каких то ревизий эти самые вагоны рестораны? Списки похищенных продуктов есть. Ходи, проверяй, вдруг что-то да всплывёт. А дальше опять тяни ниточку. Но нам опять показали наплевательское отношение к делу. И похоже что Жеглов своим «профессионализмом», во время когда разворачиваются события фильма, порядком надоел руководству. Не зря есть момент, когда Жеглова распекает на ковре, его начальник:

«Стареешь брат, стареешь. Цепкости твоей хвалебной больше не вижу! Громкие слова, полный набор уголовной шушеры и ни с места! Мы от тебя другого ждём!»

Конечно другого! Ведь вам нужны показатели, именно то, что так хорошо может делать Жеглов. Вспомните, как он быстро пытается «слепить» дело Груздева. Он вынуждает свидетелей дать те показания, которые нужны ему и свидетели, особенно Фёдор Петрович Липатников (Николай Слесарев), ему их дают. Как он проводит задержание Валентина Бисяева «Копчённый» (Леонид Куравлёв)?

«- Отведите его в КПЗ, я приеду, разберёмся.

- Да за что в КПЗ-то?!

- За что?... Слышь Пасюк, у него полные карманы денег, оформи изъятие, за нарушение правил игры на бильярде. Вот так Валентин. Пошли Шарапов.»

Справедливо? На мой взгляд, нет. Конечно, Копчёного можно доставить в отдел, чтоб он, как Мария Афанасьевна Колыванова «Манька Облигация» (Лариса Удовиченко) написала объяснительную, дал показания, что, где и при каких обстоятельствах, у него появился браслет. Но не более. А уж если вы Копчёного берёте за нарушение игры на бильярде, то там надо было брать всех, кто в данный момент находился в бильярдной. Там все играли на деньги и не все по правилам. Где свидетели нарушения игры? Вы гражданин начальник для суда не свидетель! Далее идёт сфабрикованное дело Кости Сапрыкина «Кирпич» (Станислав Садальский). Опять мы видим бездарную работу оперативника Жеглова. Помните момент, когда Глеб Егорыч раньше времени кидается задерживать подозреваемого, в момент, когда тот режет сумку и пытается вытащить кошелёк у женщины. Где выдержка, где профессионализм, где спокойствие? Как подло, мерзко, без сожаления он подбрасывает в карман задержанного кошелёк. Как ошалевшая пострадавшая, на эмоциях и переживаниях даёт показания и подписывает протокол, что её кошелёк был в кармане у Кирпича. Хотя она прекрасно видела, что кошелёк был на полу! Где другие свидетели?! Трамвай, набитый битком людьми и не одного свидетеля! Только пострадавшая и наш неутомимый борец с преступностью. Справедливо поступил Жеглов? На мой взгляд, нет. Но вот почему в тот момент промолчал Шарапов, для меня осталось загадкой. Теперь думаю немного ясно, как работал отдел по борьбе с бандитизмом. Работал отдел на совесть, выполнял план по поимке преступников, дальше шли отчёты с полным набором уголовной шушеры и т.д., ну а в конце месяца премия, благодарность и почётная грамота. Возможно, о постановки работы в отделе знали все сотрудники, знали и молчали. Вспомните момент, вечер, когда оперативная группа едет по указанному адресу Кости Сапрыкина, Шарапов не выдерживает и обвиняет Жеглова в сфабрикованном деле:

«- Мне кажется, это подлость.

- Погоди Гриша. Что ты сказал?

- Я считаю, что мы, работники МУРа, не имеем права шельмовать.

- Да ты что Шарапов, белены объелся?
- Ничего я не объелся!

- А о чём ты тогда говоришь?

- О кошельке, который ты засунул Кирпичу в карман.»

Когда идёт этот разговор, все сидящие в автобусе оперативники молчат, опустив головы или отворачиваются и смотрят в окно. Они сидят, слушают, как Жеглов пытается оправдать, свой подлый поступок, стараясь возвести его в подвиг. Ведь он это сделал для общего дела, ведь вор должен сидеть в тюрьме, ведь это то, что обязан делать сотрудник милиции. Ведь ты не видел как они, эти бандиты жируют, сладко спят, сытно едят! И граждан не должно волновать как работник милиции их будет ловить и сажать. Но все сказанные Жегловым красивые слова меркнут и теряют смысл, кажутся ничтожными, когда Шарапов приводит контр аргументы и подводит черту в этом споре:

«- Правильно! Я так понимаю… Если закон один раз подмять, потом другой раз, потом начать дырки в следствие затыкать, как нам с тобой будет удобно, то это будет не закон будет, а кистень! Да, кистень!»

Все оперативники слушали и молчали. Молчали, зная о таких выкрутасах своего начальника. В этой секундной сцене показано, что им было стыдно за своего начальника и себя, а может просто отвернулись, чтоб не быть свидетелями этого разговора. Если им было стыдно, значит, такие поступки Жеглов делал не раз, а они молча смотрели на это, закрыв глаза, или сами поступали также. Что тоже говорит об их слабости, неумение, не профессионализме, плохому и разгильдяйскому отношению к работе. Но ради премий, графиков, выслуги лет, наград и повышения по службе, они вполне возможно, готовы были мириться с такой постановкой дела в отделе. Так что, врал Глеб Егорыч, утверждая что он поступил так не для себя, а для общего дела. Именно что для себя! Только для себя! И последнее, подтверждение плохой работы отдела, это награды. Среди всех оперативников, только Жеглов имеет всего одну награду. Орден Красной Звезды. И то, мне кажется, Жеглов получил этот орден не за раскрытие преступлений или поимку особо опасных преступников, а так, за долгие годы работы в милиции, за выслугу лет, так сказать. Хотя сам Глеб Егорыч пытаясь возвыситься перед Шараповым, рассказывал, в каких тяжёлых, боевых условиях приходилось работать сотрудникам МУРа:

«- Это ведь ты с нами, работниками МУРа, вытаскивал из петли женщину, мать троих детей, у которой такой вот Кирпич вынул последние деньги, да? Это ведь ты находил у них во время обысков масло, икру, когда страна последнюю краюху фронту отдавала, да? Это ведь тебе они стреляли в спину по ночам?»

А ещё чтоб принизить молодого оперативника, который пришёл в клуб увешанный боевыми орденами и медалями, Жеглов так ему намекал:

«- Шарапов! Вот когда тебе за работу в МУРе столько же нацепят, сколько теперь, можешь считать, что жизнь прожил не зря.»

Нацепят или нет, покажет время. Но за те, что висели сейчас на кителе у Володи, он уже мог считать, что прожил жизнь не зря! И уж точно не Жеглову было решать чего и сколько должно висеть на кители у Шарапова! Согласитесь, столько геройских слов за весь фильм идёт из уст Глеба Егорыча, но вот реальные дела и поступки, сказавшего эти слова Жеглова, на самом деле разделяет пропасть. Думаю на работе отдела под руководством Глеба Егорыча можно закончить, да пойти дальше… Хотя… Это уже не к фильму а к работе режиссёра Станиславу Говорухину, сценаристам братьям Вайнерам и консультантам этого фильма Константину Ивановичу Никитину и Владимиру Петровичу Илларионову. Складывается такое ощущение что эти люди в конце семидесятых начала восьмидесятых, пытались очернить работу нашей милиции, а не показать её самоотверженную работу в тяжёлые для страны время. Ведь столько мерзких, неприятных поступков, я не видел не в одном советском фильме про работников милиции во время войны. Ведь есть другие отличные фильмы о работе милиции, например: «Приступить к ликвидации», «Наградить (посмертно)», «По данным уголовного розыска». Там есть всё! Банды, убийства, грабежи, работа под прикрытием, грубые милиционеры, молодые сотрудники. Но в этих фильмах, мне не стыдно за милицию. В этих фильмах я горжусь мужеством и отвагой, работников милиции! Ну не будем о грустном...

Первый день работы Шарапова подходил к концу.

Как мы знаем, операция по заманиванию банды в засаду провалилась. Смерть Васи Вершина шокировала всю опергруппу. Молчаливое собрание. Отправка тела погибшего товарища возлагается на Ивана Пасюка. А дежурство по городу на следующий день возлагается на Шарапова, Тараскина и 6 на 9, под руководством самого Жеглова. Через несколько дней дежурств по городу и сидения в место дежурного на телефоне, Шарапов и вся опергруппа выезжают на очередное убийство. На этот раз убита молодая девушка, Лариса Груздева. Вот мы и подошли к началу этого дела...

Продолжение сдесь