Когда я посмотрел фильм "Олдбой" корейского режиссёра Пак Чхан Ука (Никогда не запомню, как его зовут!), я понял, что корейцы - самые "отмороженные" люди на свете. И дело не в том, что для корейца абсолютно нормально съесть живого осьминога.
Да-да - просмотр корейского "Олдбоя" неподготовленным зрителем обрывается именно на сцене в ресторане, когда огромный извивающийся осьминог исчезает в утробе главного героя. Я был подготовлен, и эта сцена не напугала меня. Но в чём-то весь этот фильм для европейца похож на осьминога на обеденном столе - он шокирует и обескураживает.
«Олдбой» с английского переводится как «старик». Фильм начинается с того, что главного героя похищают и держат взаперти более полутора десятка лет. Всё это время герой теряется в догадках: «За что мне такое счастье?» Ну, прям граф Монте-Кристо!
Не буду раскрывать всех шокирующих подробностей рассказанной истории, остановлюсь только на финале (Внимание! Спойлеры!). Итак, главный герой стал объектом изощренной мести за свои излишние любопытство и болтливость. Эта месть длилась десятки лет и стала смыслом жизни мстителя и содержанием жизни того, кому мстят. Но вот месть свершилась! Мститель, утратив цель жизни, застрелился, а тот, кому он мстил, сломленный и искалеченный, остался жить. И у него есть тайна, с которой он не может примириться и которую он не может раскрыть женщине, которую любит, потому что эта тайна не совместима с её рассудком и жизнью.
Ну как? Заинтриговал? Продолжим!
Какие есть выходы у главного героя? Всю жизнь скрывать тайну? Тайна эта такого рода, что жить и скрывать её невозможно. Покончить жизнь самоубийством? Это причинит боль любимой женщине. Уйти, как в итоге поступил герой американского "Олдбоя"? Это приемлемый выбор для мужчины-европейца, но любимой женщине от этого вряд ли стало легче. Главный герой-кореец нашёл четвёртый выход, который американцы в своём ремейке воспроизвести не рискнули. Кореец скрыл тайну от самого себя. И в этом в полной мере проявились особенности восточного менталитета. Мир - иллюзия, и то, чего ты не знаешь, может вообще не существовать. Да, зритель знает, но герои фильма расстаются с ним в счастливом неведении. Или не совсем счастливом, так как пустота на месте памяти не менее мучительна.
Что ещё добавить? Американцы сняли ремейк этого фильма. И хотя они пытались по-своему шокировать зрителя, добавив своих американских страшилок, до холодного корейского цинизма им оказалось далеко. Дело в том, что в американской версии фильма все неразрешимые проблемы остались как бы в фильме, все загадки были разрешены, все окончательные решения приняты. Корейцы не так милосердны к своему зрителю. Именно на зрителя перекладывается ответственность выработки своего отношения к увиденному, т.к. герой от этой ответственности самоустранился.
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!