Сегодня я расскажу вам, друзья, о книге Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" и об одноимённом мюзикле, который идёт в театре Стаса Намина в Москве. Предупреждаю тех, кто только планирует читать книгу - в статье будут подробности сюжета. Тем, кто не хочет их знать и только собирается ознакомиться с романом, лучше не читать далее.
Книгу я купила совсем недавно. Мне хотелось прочитать ее до просмотра мюзикла, чтобы самой представить себе героев, получить своё видение сюжета, а не готовое от режиссёра спектакля. Великолепный викторианский роман с элементами мистики рассказывает читателю о том, как легко ступить на путь порока и как трудно потом с него сойти, а также о том, что внутренняя красота души куда важнее внешней.
Юный, богатый и красивый как греческий бог, Дориан Грей позирует для портрета своему другу художнику Бэзилу. Портрет получается великолепный, и очарованный собственной красотой юноша хочет поменяться с ним ролями. Пусть старится портрет, а Дориан остаётся вечно молодым и прекрасным. Желание Дориана сбывается, но на портрете начинают отображаться и все дурные поступки героя. А их немало, ведь второй друг Дориана, сэр Генри, старательно обучает его своей философии - жизнью нужно наслаждаться и получить от неё всё, что только можно. Дориан увлекается ей, и черты на портрете становятся всё более жестокими и злыми...
Немного моих впечатлений о книге. Возможно, я вас удивлю, но все время чтения романа мне было жалко Дориана. Конечно, можно возразить, что других людей, пострадавших от его поступков, жалко куда больше. Каждый должен получить по заслугам, и так далее. И всё же Дориана жалко тоже. После того, как он увидел первое изменение в портрете, он больше не был счастлив. Да, он попробовал в избытке все возможные наслаждения, но в то же время не знал ни минуты покоя. Тайна и страх, что о ней узнают, отравили ему всю жизнь. Он был вынужден созерцать день за днём оценку своих действий, и эта оценка приводила его в ужас. Этакий Страшный суд ещё до сmерти. Не в силах терпеть это больше, он захотел уничтожить портрет. Всё же не зря говорят, что чистая совесть - самое большое богатство человека.
Теперь перейдем к мюзиклу. Сразу скажу, что спектакль мне понравился. Я люблю, когда постановка близка к книге, без странных "я так вижу" от режиссёра, а этот спектакль вполне можно считать таковым.
В театре Стаса Намина я была первый раз. Зал совсем небольшой, сцена настолько близко к зрителям, что создаётся иллюзия участия в действии.
Портретов на сцене два, один обычный, а второй - проекция на стене напротив зрителей. Простая, но очень действенная задумка. Уж казалось бы, чего в наш век интернета мы не видели, но я поймала себя на том, что с лёгким ужасом жду каждого последующего изменения портрета. А уж когда оно сопровождается соответствующей моменту музыкой... временами было даже жутко.
Своей игрой актёры прекрасно передали мысли и чувства героев книги. Образы получились яркие и запоминающиеся. Конечно же, в первую очередь всё внимание было сосредоточено на Дориане. Евгений Егоров сумел великолепно показать, как изменяется главный герой.
В первом акте мы видим его наивным юношей, впечатлительным, мечтательным, открытым.
Во втором акте Дориан старше на восемнадцать лет. Здесь юного Дориана уже не узнать. Он пресыщен удовольствиями, которых так хотел изведать в молодости. Часто находясь в мрачном и злобном настроении, вызванном страхом, он жалеет о своих поступках, но не находит в себе сил измениться.
Очень сильная сцена спектакля, от которой просто захватывает дух - уби.ство художника.
Дориан уб.л Бэзила, когда понял, что ничего исправить уже не получится. Как любой инфантильный человек, он начал искать причину своих несчастий в другом, а не в себе. И нашёл - художник, нарисовавший картину. "Если бы не он, ничего подобного не случилось бы!" - думает Дориан. Эмоции одна за другой сменяются на его лице - злость, желание уничтожить причину своих бед, и наконец ужас от того, что он ничего этим поступком не добился, а сделал только хуже. Красивое лицо искажается сатанинской гримасой. Великолепно исполненная сцена! Смотреть на это было по-настоящему страшно.
Из работ других актёров мне очень понравилось исполнение Иваном Фёдоровым роли Джеймса Вейна. Его Джеймс настоящий, мужественный и честный человек, которому сочувствуешь весь спектакль.
Конечно, не могла не привлечь моё внимание своей маленькой, но очень яркой ролью прекрасная актриса Дарья Бурлюкало. Как ей идут роли роковых женщин! И здесь роль женщины, погубленной Дорианом и проклинающей его, исполнена с присущей ей харизмой.
Думаю, вы уже поняли, что достоинств у мюзикла очень много. Чтобы не надоесть вам своими восторгами, отмечу также небольшой недостаток. Мне показалось, что в нём мало песен по сравнению с другими музыкальными спектаклями, которые я видела. Я люблю, когда мюзикл заканчивается, а песни из него поёшь день за днём. Здесь мне понравилась баллада Редингской тюрьмы и дуэт Дориана и Хетти в конце. Для таких великолепных голосов, как у Евгения Егорова и Дарьи Бурлюкало, хотелось бы побольше запоминающихся песен.
Друзья, читали ли вы книгу "Портрет Дориана Грея"? А может быть, смотрели мюзикл или фильм? Мне говорили, что фильм довольно страшный. Сама я ещё не видела. Буду рада услышать ваши мнения.