Найти тему

Обзор Warhammer 40,000: Boltgun - Пиксельный суп наварили

Ни для кого не секрет, что сейчас в игровой индустрии наблюдается тренд на ретро. Постоянно выходят ремейки, улучшенные версии или просто переиздания всеми любимых игр. Особенно заметной эта тенденция становится в AAA-проектах: уже две крупные новинки этого года - это ремейки старых игр.

Сильно это бросается в глаза и в сфере независимых разработчиков. Многие стилизуют свои игры под пиксельную или низко полигональную графику, тем самым давя на ностальгию игроков. Также благодаря популярности ретро в жанре шутеров появились бумер-шутеры, представляющие собой отдельный поджанр. Он всё ещё довольно молодой, но при этом в нём уже вышло достаточно интересных проектов, однозначно стоящих вашего внимания.

Задача этих игр - максимально точно воссоздать тот опыт, который вы получали или можете получить, запустив старые шутеры, сформировавшие жанр (Wolfenstein, DOOM, Quake, Duke Nukem 3D и другие). Самые заметные его представители - Ion Fury, Viscerafest, Prodeus и обросший десятками контентных обновлений, но всё ещё не выбравшийся из раннего доступа Ultrakill. Сегодня я расскажу об ещё одной игре в этом относительно небольшом поджанре; от вышеупомянутых проектов её отличает то, что это не просто мясной шутер, а игра по известной вселенной - Warhammer 40,000: Boltgun.

Для начала - немного контекста. Boltgun был анонсирован на прошлогодней презентации Warhammer Skulls, посвящённой проектам по этой вселенной. В то время, как издателем по-прежнему является Focus Entertainment, как в случае и с другими играми по вселенной Warhammer, разработчиком выступила Auroch Digital. Вы можете знать эту британскую студию по симулятору пивовара, вышедшем в прошлом году, или Mars Horizon - космической стратегии про, собственно, высадку человечества на Марс. Тем удивительнее, что, никогда раньше не создавая шутеры, она сделала Boltgun, который играется настолько хорошо, что, кажется, будто его делали ветераны игровой индустрии с десятками лет опыта за спиной.

Но давайте не будем забегать вперёд и сначала поговорим о сюжете. Хотя он, по заветам жанра, и минимизирован, всё же некая история здесь есть. Она подаётся не только в анимированных роликах между главами, но и непосредственно во время геймплея: ваш верный спутник, сервочереп, время от времени будет не только подсказывать о найденной аптечке, но и напоминать, чем вы вообще сейчас заняты и куда держите путь.

Завязка в Boltgun довольно проста: вы играете за космодесантника, которого отправляют на Грайю - планету-кузницу, населённую инженерами из “Адептус Механикус”, организации, которая отвечает за производство самого продвинутого вооружения Империума. На Грайю он прибыл с конкретной целью: забрать осколок энергии инквизитора Дрогана, который заполучили еретики во главе с Колдуном Хаоса, используя его для призыва нечистых сил. Ну и, разумеется, нужно уничтожить всех, кто встанет у него на пути, включая как еретиков, так и чудовищ, населяющих эту планету. Даже несмотря на то что игра с первого же ролика вываливает на вас небольшое количество лора, включая знаковые имена и термины, Warhammer 40,000: Boltgun - всё равно хорошая игра для входа в эту вселенную: лично мне после прохождения действительно стало интересно узнать больше об этом мире и его правилах.

-2

Как только космодесантник совершил крайне мягкую посадку на планету, я почувствовал себя непривычно: протагонист ощущается тяжёлым и грузным, а рывок и бег вообще кажутся бесполезными. И первые два уровня лишь подкрепляют это мнение, создавая иллюзию, что по динамике Boltgun будет похожа не на Quake, где нужно буквально летать по арене, на ходу истребляя всех в зоне видимости, а на DOOM, где возможности прыгать не было в принципе.

Всё изменилось на третьем уровне, когда впервые нужно было провести “зачистку”: экран окрасился в красный, и сервочереп приказал очистить территорию от еретиков. И вот когда вы попадаете на такую арену, где противников в несколько раз больше, чем в обычных сражениях, становится понятно, зачем нужны прыжок, рывок и бег, а также приходит осознание, что, даже несмотря на особенности космодесантника в виде закованности в броню, он вполне себе может летать по всей арене, истребляя всё, что стоит у него на пути. В этот момент игра натурально преображается, увеличивая свой темп в несколько раз и раскрываясь на полную.

Но давайте отвлечёмся от кровавого месива и поговорим о нашем протагонисте. Я уже упоминал его в контексте сюжета - теперь разберём его в контексте геймплея. Кто такие космодесантники во вселенной Warhammer 40,000? Это воины, подготовка которых занимает 19 фаз, включающих как генетические, так и хирургические модификации, чтобы в итоге получился полностью закованный в броню солдат, во множество раз превосходящий представителей своей расы по всем параметрам.

Разумеется, это далеко не морпехи, за которых мы играли в DOOM и Quake, поэтому космодесантник и ощущается по-другому, что можно сразу почувствовать при прыжке или беге даже с выключенной вибрацией. Помимо вышеупомянутого прыжка, в распоряжении есть ещё и бег с рывком. С первым всё более-менее понятно: он нужен для быстрого сокращения дистанции между вами и каким-либо другим объектом, будь это противник или ящик с патронами, как на земле, так и в воздухе. Рывок же чуть интереснее: да, назначение у него с бегом идентичное, но работает он необычно. Во-первых, с помощью него можно отталкивать противников от себя, что может дать некоторое преимущество в бою, особенно если вас окружили. И во-вторых, в отличие от DOOM Eternal и других, подобных ему игр, где нужно сначала прыгнуть, а уже потом совершить рывок, здесь нужно совершить действия в обратном порядке. Да, функционал тот же, но для выполнения нужно больше пространства. Конкретно в Boltgun этот вопрос не стоит так остро, так как платформинга и тем более необходимости использовать рывок в нём не так уж и много, но поначалу к нему придётся привыкать.

На таких аренах придётся применять весь свой арсенал, включая как оружие, так и навыки.
На таких аренах придётся применять весь свой арсенал, включая как оружие, так и навыки.

Ну и раз я затронул способности протагониста, давайте поговорим о том, как и где он будет ими пользоваться. Как я уже говорил выше, поначалу сражения кажутся не слишком динамичными, но через пару уровней игра набирает обороты и повышает свою динамику. Видов сражений здесь всего два: обычные “коридорные” сражения (даже если они происходят на открытых пространствах), которые занимают большую часть всех перестрелок в игре, и так называемые “зачистки”, которые я уже упоминал ранее. На экран накладывается красный фильтр, и, пока вы не убьёте всех еретиков, дальше игра вас не пустит. Впрочем, иногда абсолютно всех истреблять необязательно: нужно расправиться лишь с самыми крупными противниками, и можно идти дальше.

Разумеется, чтобы проводить такие зачистки, космодесантнику понадобится оружие. Каждый ствол в Boltgun нужно применять для строго определённых целей, и ни один из них не бесполезен. Без болтера, само собой, никуда не деться: это основное оружие в игре, из которого невероятно приятно стрелять и которое вы не захотите выпускать из рук. Но сделать это всё же придётся, так как для более мощных противников понадобится дробовик. Он в себе никаких сюрпризов не содержит, но пользоваться им вы будете часто, так как многих противников убивать очередью из болтера будет слишком долго и неэффективно. Далее идёт плазмомёт: он полезен как для убийства самых крепких противников, так и для нанесения урона по сразу нескольким врагам, что, очевидно, в разы эффективнее их расстреливания по одиночке. Следующим идёт тяжёлый болтер. С ним всё понятно из названия: это более мощная версия стандартного оружия, только с единой лентой, из-за которой оружие не требуется в перезарядке.

Позднее игра добавляет в ваш арсенал ещё 4 оружия, которые могут вытеснить некоторые стволы из первой четвёрки. Пусковая установка “Мщение” - это, по сути, вариация гранатомёта: она стреляет лучом, который оставляет на противнике след в виде взрывного снаряда, взрывающегося через секунду. Это удобно использовать в толпе врагов, особенно если они потом ещё могут распасться на несколько других, о чём я подробнее расскажу позже. Следующее оружие, мельта-ружьё, уникально своими припасами: в отличие от остального арсенала, оно заправляется топливом. Помимо этого, оно, фактически, заменяет собой плазмомёт, становясь мощным оружием для истребления самых сильных противников. Волкитная кулеврина, уже седьмое оружие в списке, идеально подходит для быстрого и эффективного истребления мелких противников. Такой эффект достигается тем, что кулеврину можно использовать как беспрерывный луч, выжигающий всё живое. Ну и последнее оружие в списке - это гравипушка. Её механика работы очень схожа с кулевринской, только для подготовки требуется несколько секунд. Но, несмотря на то, что по силе гравипушка слабее, некоторых противников она выжигает быстрее кулеврины: например, чумная жаба будет умирать в несколько раз медленнее Терминатора Хаоса, который полностью закован в броню, как и все космодесантники. И так появляется дополнительный слой глубины механики работы оружия, ведь один и тот же ствол не для всех противников одинаково эффективен.

После использования кулеврины на чумных жабах порой весь пол приобретает кровавый оттенок
После использования кулеврины на чумных жабах порой весь пол приобретает кровавый оттенок

Ну и, раз я упомянул силу оружия, об этом тоже стоит поговорить. Это параметр, который определяет мощность оружия, и вы, ориентируясь на него, понимаете, какое оружие будет полезно в данный момент. Но, как стало ясно из сравнения кулеврины и гравипушки, всё зависит не только от самого оружия, но и от противника, на котором оно используется, поэтому в определённых случаях оружие с меньшей силой может быть даже эффективнее. Больше никаких параметров вроде скорострельности и дальности стрельбы, разумеется, здесь нет: всё же это бумер-шутер, делающий акцент именно на процессе стрельбы, а не на сравнивании характеристик стволов.

Ещё у космодесантника есть оружие и ближнего боя: про цепной меч тоже иногда стоит вспоминать, особенно если у вас вдруг закончились боеприпасы. Также при использовании он замедляет время вокруг вас, что тоже можно обернуть в свою пользу. Ну и под конец стоит упомянуть гранаты разного вида, которыми тоже не стоит пренебрегать: одни бьют по площади и через несколько секунд, другие - сразу, но только по одному конкретному объекту. Из комбинации всего этого арсенала и получается тот ураганный геймплей, благодаря которому Boltgun захватывает с первых минут и не отпускает до самых титров.

Но, конечно, всё это оружие нужно на ком-то применять. И, хоть бестиарий у Boltgun и не слишком многочисленный, он всё же умеет удивлять. Поначалу на пути космодесантника будут попадаться только солдаты, как обычные, так и усиленные, включая Космодесантников Хаоса, которые демонстрируют свою мощь только одним своим видом. Позднее к ним прибавятся Кошмары вместе с Огневиками, и очень скоро битвы на аренах потребуют чёткий алгоритм действий, необходимый для выживания: сначала устранить дальнобойных огневиков, а затем добраться до космодесантников и других бронированных еретиков, параллельно устраняя всех остальных. Помимо просто сильных противников, есть ещё и те, которые могут преподнести вам сюрпризы после смерти: например, Восходящий Чемпион может воскреснуть, если его не добить, а розовый Кошмар распадается на двух синих.

Следующее, о чём мне хотелось бы поговорить - это уровни. Всего в Boltgun 3 главы, каждая из которых состоит из 8 уровней. В этом плане игра строго следует канонам ретро-шутеров в лице первых DOOM и Quake, которые так же были поделены на эпизоды с определённым количеством уровней. Ещё, как и в вышеупомянутых отцах жанра, в конце каждого уровня Boltgun предоставляет вам небольшую статистику: за сколько минут и на какой сложности вы закончили текущий этап, какой процент врагов убили и сколько секретов отыскали (последние три пункта также отображаются небольшими значками в меню выбора уровней). А вот в чём игра идёт дальше, так это в разнообразии локаций и арт-дизайне в целом. Наш космодесантник побывает и в заснеженных горах, и в пустыне, и в стандартных для бумер-шутеров коридорах, которые благодаря принадлежности ко вселенной Warhammer 40,000 могут выглядеть совершенно по-разному и при этом одинаково красиво. И так можно сказать про все локации в целом: даже самые скучные помещения получилось сделать запоминающимися за счёт хорошего дизайна.

-5

Также локации разнообразны не только косметически, но и геймплейно: если поначалу арены довольно простые, то со временем они будут становиться всё сложнее и вы будете устранять противников не столько на земле, сколько в воздухе. Особенно это заметно в третьей главе, где становятся запоминающимися не только локации, но и геймплейные ситуации: в одном уровне разработчики делают упор на платформинг и вертикальное продвижение по уровню вместо горизонтального, в другом к лабиринту добавляют поднимающуюся лаву, мотивирующую быстрее продвигаться к выходу, а третий вообще полностью создали вокруг поднимающегося лифта, который нужно оборонять от еретиков.

Единственный недостаток локаций заключается в том, что порой они могут запутать и сбить вас с пути, поскольку некоторые комнаты настолько похожи друг на друга, что может сложиться впечатление, будто это одно и то же место. Из-за этого прохождение одного уровня может занимать 30 минут и больше, из которых половину времени вы будет тратить не на динамичные бои, а на попытки понять, куда нужно идти, чтобы продвинуться дальше.

Уровни, по законам жанра, нужно будет исследовать, как для обязательных, так и для опциональных активностей. С первыми всё относительно просто: нужно искать разноцветные ключи, чтобы продвинуться дальше. Иногда авторы всё же решают поэкспериментировать и добавляют в игру сегменты с головоломками, которые смотрятся очень свежо, но поначалу могут ввести в ступор от неожиданности.

Опциональные активности заключаются в стандартном поиске секретов, но от этого процесса будут в восторге далеко не все. Тайники в Boltgun настолько явные, что вы можете на них наткнуться, даже если будете идти строго вперёд, не заглядывая ни в какие необязательные помещения. Чаще всего они находятся в очевидных местах, хотя некоторые спрятаны действительно хорошо и потребуют некоторое время на их поиск. Содержимое секретов можно поделить на две категории: специальные боеприпасы и временные бонусы. Первые - это вихревые гранаты, которые притягивают врагов, нанося им урон, а затем взрываются вместе с ними, и специальные обоймы с патронами для болтера: “Драконье Пламя” взрывается при соприкосновении с противниками, “Кракен” повышает скорострельность оружия, а “Возмездие” позволяет стрелять сквозь объекты. Вторые - тоже привычные для жанра бонусы, которые на небольшой промежуток облегчают вам жизнь: например, “Видение Императора” даёт увеличенный запас Презрения, которым здесь называют броню у протагониста, а “Аура Рока” повышает наносимый вами урон и понижает получаемый.

-6

Boltgun можно определить как бумер-шутер не только по геймплею, но и по внешнему виду. Графически игра тоже следует традициям жанра и не особо отличается от DOOM и Duke Nukem 3D, включая двухмерных пиксельных противников, что не сильно бросается в глаза из-за динамичности геймплея. И Boltgun - это как раз тот случай, когда пиксель-арт в игре максимально к месту, причём настолько, что её хочется назвать одной из самых красивых в этом поджанре.

Ну и раз я упомянул графику, то нужно поговорить и о техническом состоянии игры в целом. Весь визуал Boltgun строится на пиксель-арте, причём есть возможность настраивать его концентрацию: можно сделать из игры либо сложновоспринимаемую кашу, либо максимально чёткую картинку, которая будет радовать глаз. Помимо этого, можно настроить и цветовую палитру игры в целом. Но, несмотря на не самую сложную в шутере графику, иногда он начинает тормозить. Нельзя сказать, что это происходит в самых нагруженных моментах: иногда такое может случиться, даже если противников на экране не особо много. Такие проседания не особо критичны, так как они происходят не слишком часто, но всё же сказываются на общем впечатлении об игре.

На Nintendo Switch эта проблема усугубляется ещё и заеданием звука при включении паузы (слышны повторяющиеся шаги или речь сервочерепа). Помимо этого, на гибридной консоли Boltgun выглядит и играется хорошо, но могут быть проблемы при игре в портативе в особо сложных и динамичных сражениях из-за специфики стиков консоли.

Напоследок - немного технической информации об игре: русский язык в субтитрах и интерфейсе в ней есть. К моему удивлению, в шутере есть и озвучка протагониста, которую легко пропустить: если нажать на X, то космодесантник воспроизведёт одну из насмешек, гарантируя смерть всем еретикам или восхваляя Императора.

-7

Про саундтрек Boltgun много сказать не получится. Он вышел подходящим для игрового процесса, но авторы будто бы не могут определиться, в каком именно жанре они хотят делать музыку. В одном моменте может звучать привычный для таких шутеров рок, а в другом - хор или совершенно другая как по темпу, так и по инструментам музыка. При этом, повторюсь, нельзя сказать, что эти сопровождения не подходят под геймплей; проблема заключается в сильном контрасте разных музыкальных тем. Но если оценивать саундтрек Boltgun целиком, а не по отдельным фрагментам, он находится на том же уровне, что и другие аспекты игры.

Стоит упомянуть и достижения, если вы вдруг захотите их выбить. В Auroch Digital не стали заморачиваться и сделали довольно стандартные для таких игр трофеи: нужно пройти игру на всех сложностях и найти все секреты. Остальные достижения, посвящённые убийству конкретного босса или завершению главы, вы получите автоматически по ходу прохождения. Всего в игре 4 уровня сложности: первые три довольно стандартны (низкий, средний и высокий), а четвёртый, Экстерминатус, подразумевает самое сложное прохождение и потребует наибольшую концентрацию из всех. Впрочем, вам не нужно проходить игру 4 раза: можно начать сразу с Экстерминатуса, и трофеи по трём оставшимся сложностям выпадут сами собой после завершения сюжета. Более того, в игре есть несколько легальных читов, включая разблокирование всех уровней и включение неуязвимости, поэтому здесь сложностей возникнуть не должно.

-8

Возвращаясь к теме бумер-шутеров, я могу уверенно сказать, что Warhammer 40,000: Boltgun - один из лучших его представителей. Он грамотно смешивает идеи, заложенные в жанр ещё при его зарождении, и элементы, появившиеся в шутерах гораздо позже, но для современных игроков ставшие уже обыденностью. Такое, разумеется, понравится далеко не всем. Напомню, основная задача этого поджанра - максимально точно воссоздать тот опыт, который можно получить при прохождении старых шутеров. Поэтому в Boltgun в большинстве случаев для дальнейшего продвижения нужно искать разноцветные ключи, что понравится далеко не каждому, особенно современному поколению игроков, выросших на уже совсем других шутерах. С другой стороны, могут возмутиться и старые фанаты, негодующие из-за появления в игре элементов, которые возникли в жанре позже.

И
Boltgun - это золотая середина: разработчики не отходят от формулы шутеров 1990-х, но в то же время учитывают прогресс жанра, добавляя в шутер элементы, которые не меняют в корне геймплей, но добавляют особенности и механики, к которым все уже давно привыкли.

В итоге получился отличный бумер-шутер, который можно рекомендовать новичкам как в этом жанре, так и во вселенной Warhammer 40,000. Разумеется, Boltgun получился не идеальным (всё же строение уровней и музыка вызывают у меня вопросы), но, думаю, в этот раз разработчикам можно сделать небольшую скидку, поскольку это их первый шутер. Если вы ищете мясной шутер, способный затянуть вас на десяток часов, Boltgun - это именно то, что нужно. Спустя некоторое время после прохождения в него хочется вернуться, а это определённо значит, что Auroch Digital справились со своей задачей. Ну а на этом у меня на сегодня всё. Увидимся совсем скоро на канале NintenDA!

Автор - Артём Козлов