Много факторов. Пожалуй, главным из них стало то, что Япония – это единая и сплоченная островная страна. Причем, на пике европейского колониализма она стала наиболее единой и сплоченной из-за появления сёгуната Токугавы – самой могущественной династии правителей в японской истории.
Второй важной особенностью стало то, что Япония – это действительно крупная держава, и она довольно плотно населена. Тут удобно организовывать сопротивление, при необходимости отступая в труднодоступные места и используя соседний остров, чтобы накопить силы Каждый из четырех крупнейших островов сравним по территории со средним европейским государством, а численность населения здесь даже несколько выше из-за интенсивных методов ведения хозяйства.
Захватить каждый из них – это не шутка. Тем более, что регион горный, а на всяческой партизанщине японцы буквально собаку съели – вспомните, хотя бы, историю Хиро Онода, который тридцать лет воевал и устраивал диверсии в филиппинских джунглях. Колониалисты умели прикидывать дебет с кредитом, а потому от военных действий они воздержались.
Немаловажным фактором стало и отсутствие каких-либо ценных ресурсов. Тех, которых было выгоднее не купить, а забрать. Современные японцы гордятся своим экономическим процветанием, основанным исключительно на обрабатывающей промышленности. А сотни лет назад этот факт спас их от европейского завоевания.
Завоеванию также мешало исключительно отдаленное положение страны восходящего солнца. Хотя бы поэтому ее было сложно захватить и еще сложнее держать в покорности. Вспомните этапы западного колониализма: сначала были покорены богатые, но беззащитные индейцы Северной и Южной Америки; затем были созданы форпосты для торговли с государствами Юго-Восточной Азии; благодаря им эти государства были завоеваны целиком. То есть, экспансия была медленной и постепенной. Япония, которая находилась раньше всех, имела возможность подготовиться и осознать опасность западной цивилизации.
Большую роль также сыграло политическое соперничество колониальных держав. Испания и Португалия, которые первыми появились в этом регионе, противостояли друг другу в военном и экономическом смысле. Мелкие и слабые страны это от колонизации не спасло, а вот Япония смогла устоять. Когда на смену иберийским государствам пришли Нидерланды и Великобритания, соперничество началось на новом уровне, но по сути ничего не изменилось.
Тут следует также отметить особенности самих колониальных держав. Голландия и Португалия – не такие уж и большие страны. У них небольшие человеческие ресурсы, которых не хватало для масштабных завоеваний. У Испании и Франции всегда были значительные интересы на континенте, в связи с чем у них отсутствовала возможность нападать на всех и вся. Британия, царица морей, таких проблем не имела – но и она была вынуждена поступать так, чтобы выгода от эксплуатации колонии была выше, чем затраты на военные действия. В случае с Японией последние могли быть особенно велики.
Японцы показали себя очень предприимчивыми и образованными людьми. Когда португальцы продемонстрировали им мушкеты, никто не подумал, что те стреляют молниями богов. Напротив, были подкуплены европейские моряки, которые помогли скопировать западное оружие, и в скором времени оно распространилось на островах повсеместно.
Ко всему прочему, страна восходящего солнца очень давно стала единой. И жители каждого из островов воспринимали себя, как один народ. Когда португальцы решили их проучить и добиться экономических преференций, японские аркебузы дали ответный залп. Когда испанцы стали похваляться, как они обращают в свою веру и завоевывают целые страны, на следующий день на проповедь христианской веры был наложен запрет, а христианские князья были атакованы армией сёгуна. Когда Соединенные Штаты ввели нефтяное эмбарго, японский флот атаковал Перл-Харбор.